Цель:
- повышение качества работы школы за счет внешней оценки деятельности школы;
- получение ресурса доверия и общественной поддержки;
- привлечение дополнительных финансовых и иных материальных ресурсов.
Общая характеристика школы.
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом:
Муниципальное образовательное учреждение «Калайкасинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г.Николаева» Моргаушского района Чувашской Республики.
Чаваш Республикин Муркаш районенчи петемешле пелу паракан муниципалла учреждени «А.Г.Николаев ячелле Калайкасси петемешле пелу паракан ватам шкул».
Юридический адрес школы: Фактический адрес школы:
429541 Чувашская Республика Чувашская Республика
Моргаушский район Моргаушский район
д. Калайкасы д. Калайкасы ул. Молодежная, 3
телефон: 35-2-21
Муниципальное образовательное учреждение «Калайкасинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г.Николаева» основана в 1921 году. За годы своего существования она несколько раз меняла свой статус:
- с1921 г. по 1934 г. – начальная школа или единая трудовая школа первой ступени;
- с 1934 по 1956 гг. – неполная средняя, семилетняя школа;
- с 1956 по 1961 гг. – политехническая общеобразовательная школа;
- с 1961 по 1964 гг. – неполное среднее образование, восьмилетняя школа;
- с 1964 – средняя общеобразовательная школа.
В 1991 году в школе открыт гимназический класс с педагогическим уклоном, в 2005 году – спортивный профильный класс.
В 1992 году школьная котельная переведена на газовое отопление.
В настоящее время школа расположена в типовом трехэтажном здании, построенном в 1986 году. Проектная мощность - 464 места. Но на сегодняшний день количество учащихся составляет 331 человек, которые распределены в 17 класс-комплектов по ступеням обучения:
1 ступень (1-4 кл.) – 5 классов – 90 уч-ся;
2 ступень (5-9 кл.) – 7 классов – 138 уч-ся;
3 ступень (10-11 кл.) – 5 классов – 103 уч-ся.
Микрорайон школы: территория Кадикасинского и Орининского сельских поселений, но есть учащиеся из Москакасинского. Филиалов школа не имеет.
С 2003 годы школа является базовой, а с 2005 года – ресурсным центром Восточного образовательного округа, куда кроме нашей школы включаются еще 10 образовательных учреждений: 1 средняя школа, 4 основные школы, 2 начальные школы-детских сада и 3 детских сада. Разработан проект сетевого взаимодействия, но пока нам удалось наладить эту работу на уровне взаимодействия учителями. Работа над этой проблемой продолжается, планируем решить ее к следующему учебному году.
Число выпускников за последние 5 лет:
№ п/п |
Год |
Количество учащихся
|
Количество
выпускников |
Медалисты |
1. |
2002 |
353 |
53 |
3 (серебряные) |
2. |
2003 |
342 |
47 |
1 (серебряная) |
3. |
2004 |
329 |
44 |
|
4. |
2005 |
348 |
36 |
|
5. |
2006 |
331 |
56 |
1 (серебряная) |
- Состав учащихся.
В школе обучаются в основном дети из близлежащих деревень, расстояние до которых составляет менее двух км. Всего в школу приходят учащиеся из 25 деревень.
Номенклатура оказываемых образовательных услуг:
1. Начальное общее образование со сроком обучения 4 года по очной форме обучения.
2. Основное общее образование со сроком обучения 5 лет по очной форме обучения.
3. Среднее (полное) общее образование со сроком обучения 2 года по очной форме обучения.
- Условия осуществления образовательного процесса.
Педагогический коллектив школы – это сплоченный коллектив единомышленников, где средний возраст педагога 39 лет. Из 33 учителей высшую категорию имеют 4 учителя, первую категорию – 16, вторую – 6, молодых специалистов – 5.
Многие учителя имеют высокие правительственные награды:
- Иванова Л.А. – «Почетный работник РФ»;
- Соловьев В.В. – «Почетный работник общего образования РФ»;
- Моисеев В.Т. - «Почетный работник общего образования РФ»;
- Ерагин Е.Е. - «Заслуженный учитель ЧР»;
- 3 учителя - Шадрина Г.А, Каргина А.А., Кондукторова Н.М.- награждены Почетной грамотой РФ;
- 5 учителей - Данилова Н.Н., Скворцов М.С., Карандаева Д.Л., Люцев В.В., Горшкова Л.С. – Почетной грамотой ЧР.
повышение квалификации педагогов, подготовка и переподготовка, совершенствование
Состояние материально-технической базы.
В школе 20 учебных кабинетов. Кроме этого школа имеет:
· столовую на 60 посадочных мест
· компьютерный класс на 15 рабочих мест
· актовый зал на 150 мест
· читальный зал
· модельную библиотеку
- книжный фонд: учебный - 5613, художественный - 17457
- мультимедийный фонд: электронные учебники - , обучающие видеофильмы - ,
· учебную мастерскую – комбинированную
· спортивную площадку
· учебно-опытный участок
· земельный участок – 10 га
· краеведческий музей
оценка фондов:
- кол- во экспонатов – ок.1000,
- кол-во подлинных экспонатов – более 500,
- кол-во экспонатов, подлежащих учету в государственных музеях – ок.10 соответствие собранных экспонатов, материалов профилю и теме музея полностью.
Анализ достижений школы, ее потенциала
с точки зрения развития
Средняя общеобразовательная школа вступила в строй в 1921 году. Новое здание построено в 1986 году. Учителя школы находились в постоянном поиске. Изучался опыт работы лучших школ.
Необходимо было создать школу, которая в условиях социума заданного микрорайона могла в полной мере давать детям базовые знания и стать центром воспитательной работы.
В 1991 году был открыт педагогический класс с гимназическим уклоном. Появилась возможность тесного сотрудничества с Чувашским государственным педагогическим институтом.
В 2003 году школа вступила в международный проект «Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений».
В 2004 году школа получила статус - Калайкасинский образовательный центр по Восточному образовательному округу в системе образовательных округов Моргаушского района с гуманитарным, физико-математическим и естественно-научным профильными направлениями (Приказ №158 п.1 о/д от 15.10.2004г.).
В 2005 году решением Государственной Думы Чувашской Республики школе присвоено имя третьего космонавта СССР, славного сына чувашского народа А.Г.Николаева.
Школа организует инновационную деятельность через участие в следующих проектах: «Русский медвежонок – языкознание для всех» - международная игра по русскому языку; «Кенгуру» - международная игра по математике; «Юные дарования», «Чувашская ласточка», внедрение в учебный процесс авторских программ; внедрение интегрированных курсов: «Родной язык и КРК», «Физкультура и ОБЖ», «История и КРК», раннее изучение информатики и иностранного языка (со 2 класса).
Ведется работа по возрождению национальных традиций на уроках и во внеклассной работе. Отмечаются юбилеи деятелей науки и культуры Чувашии. Проводятся экскурсии в музеи, организуются просмотры спектаклей Чувашского академического драматического театра им. К.Иванова и театра юных зрителей.
В последние годы школа стабильно входит в число лучших школ в общем зачете по итогам спортивных достижений:
- 1 место по лыжной подготовке;
- 1 место на летней спартакиаде школьников.
С 2001 года в школе создана детская общественная организация «Айсберг». В 2003 году команда учащихся принимала участие в межрегиональном слете детских объединений и заняла 1 место в конкурсе «Мода от утиль». В 2004 году на фестивале детских объединений - 1место в районе. По итогам 2003 года команды зарничников и орлят заняли в районе 3 места. Команда девятиклассников на районном КВН-е по профориентации в 2004 году заняла 1 место. На республиканском слете трудовых объединений школьная ремонтная бригада «Пирамида» в 2003 году заняла 2 место, в 2004 г. – 3 место. По итогам организации летнего труда и отдыха детей в 2003 г. лагерь «Артек » занял 1 место по Чувашской Республике, а в 2004 г. лагерь «Планета Детства» - 1 место по Моргаушскому району.
Все эти успехи стали возможны благодаря следующим условиям:
1. составлен учебный план, имеющий три компонента: базовый, гимназический, профильный. Базовый компонент включает учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний по основным дисциплинам. Для реализации гимназического образования включены предметы: психология, педагогика в педагогических классах. Профильное образование осуществляется по двум направлениям: физико-математическое и гуманитарное, естественно-научное
2. все школьные методические объединения имели четкие планы.
3. разнообразие форм, оперативность внутришкольного контроля – одно из условий эффективности работы школы.
4. работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению задач школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе. Диагностика особенностей ученического и учительского коллективов была продолжена по 4-м направлениям:
· динамика уровня профессиональной компетентности педагогов;
· динамика познавательной активности учащихся в условиях введения новых форм работы на уроке, в условиях освоения нового содержания образования;
· динамика технологического климата в педагогическом коллективе в связи с освоением нового педагогического опыта.
По данным проведенных микроисследований, стабилен рост показателей профессиональной деятельности учителей по позициям:
· владение содержанием учебных курсов, новых подходов в изучении предметов;
· знание методик и методов работы.
Впервые была отмечена положительная динамика по позициям:
· знания в области педагогических технологий;
· навыки контроля и коррекции самоконтроля учащихся.
Не выявлено отрицательной динамики по позициям:
· прогнозирование развития учащихся.
Развитие школы через внедрение платных услуг
Основным направлением изменения системы школьного управления образованием является автономность образовательных учреждений (ст.2, п.6. Закона РФ «Об образовании»). Следствием автономности общеобразовательного учреждения является расширение возможностей в деле привлечения внебюджетных ресурсов. В нашей школе сложились благоприятные условия для организации дополнительных платных услуг. Появились перспективы осуществления предпринимательской деятельности, направленной на удовлетворение нужд местного сообщества.
С целью осуществления заданных направлений, а также создания условий для профилизации старшей ступени в настоящее время у школы заключены договора о взаимном сотрудничестве:
1) На базе школы ученики 11-х классов и жители близлежащих деревень получают возможность обучиться и получить права категории В, С.
2) с Казанским социально-гуманитарным колледжем по направлениям: экономика, право. Таким образом выпускники школы, прошедшие обучение имеют возможность вместе с аттестатом полной средней школы получить диплом о среднем профессиональном образовании.
3) с Моргаушским филиалом Станции юных техников по подготовке операторов ПЭВМ.
Юноши 9-11х классов на уроках технологии проходят подготовку на трактористов – машинистов.
Также в настоящее время проводится работа по созданию условий для получения старшеклассниками и сельской молодежью следующих специальностей на базе МОУ «Калайкасинская СОШ»:
- парикмахер,
- швея-мотористка,
- газоэлектросварщик,
- повар-технолог.
Для этого планируется создание специального класса с техническим направлением профилизации.
Данная работа осуществляется при поддержке и координации предприятий и организаций, заинтересованных в подготовке вышеназванных кадров:
§ КСХПК «Восток»
§ КСХПК «Волга»
§ ГУП «Птицефабрика «Моргаушская»
Для осуществления всех обозначенных задач и непрерывного развития школа должна находиться в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с перечисленными и другими предприятиями.
Таким образом, в условиях необходимости возникновения особой инфраструктуры, - системы институтов общественного участия в управлении образованием возникает потребность в создании структуры общественного управления образованием на уровне Калайкасинского образовательного центра.
II. Деятельность общественных структур в управлении образованием на уровне МОУ «Калайкасинская СОШ»
В настоящее время заказчиком школы является государство и его образовательные ведомства, формирующие государственное задание школе на производство продукции и услуг, родители и учащиеся.
Среди негосударственных заказчиков можно выделить следующие категории:
· граждане со своими социальными потребностями и интересами;
· учебные заведения;
· представители средств массовой информации;
· работодатели (руководители предприятий)
Управление качеством образования осуществляется на уровне самого образовательного учреждения, а также совместно под руководством общественных и государственных институтов Этот процесс регулируется различными законодательными актами и Программами развития республики, района, школы.
В настоящий момент происходит переход от понимания роли общественности как спонсоров к пониманию необходимости деятельного общественного участия в управлении образованием. Назрела необходимость обозначить перечень управленческих полномочий общественных институтов в управлении образованием. Кадровые вопросы, содержание образования, проблемы бюджетного финансирования, образовательная политика в целом все это становится в фокусе рассмотрения общественных институтов управления школой.
В связи с этим Школа пришла к необходимости преобразования Совета школы в соответствии с законодательными поправками, подготовленными силами Комитета Государственной Думы по Образованию и Науки, о создании в школах управляющих советов. Соответствующие изменения отражены в Уставе Школы. В Уставе Школы обозначена работа Попечительского совета, но она определена исключительно как «объединение спонсоров». В данном случае под попечительской организацией подразумевается понимать некоммерческую организацию попечителей, имеющую ряд полномочий по экспертизе, консультированию, согласованию, принятию решений в области образовательной политики муниципального уровня, соответственно организовывать ее деятельность (см. приложение 3).
Совместная деятельность Школы и базовых хозяйств, представленных в Совете школы, заключается в обоюдном партнерстве. С их стороны предполагается материальная поддержка образовательного процесса и полномочия в управлении им. Со стороны школы – подготовка необходимых для хозяйства кадров в системе дополнительного платного образования, заключение взаимовыгодных договоров. Примером такого партнерства является связь Школы с ГУП птицефабрика «Моргаушская». Благодаря спонсорской помощи генерального директора ГУП птицефабрика «Моргаушская» Николая Григорьевича Ванеркина, который работает в этой должности с 1999 года, школа получает большую возможность для дальнейшего развития. Николай Григорьевич каждый год помогает в ремонте школы. В 1999 году оказал существенную помощь при переводе котельной школы на газовое отопление (на сумму 50 тысяч рублей). В 2001-2002 уч. году на средства птицефабрики капитально отремонтирован спортивный зал (затрачено 25 тысяч рублей), в 2003-2004 уч. году отремонтирован и покрашен забор вокруг школы, поставлены бордюры, отремонтирована асфальтовая площадка перед школой, проложена асфальтовая дорожка перед воротами, полностью отремонтирована цементная стяжка возле входа в школу и мн. др. На все ремонтные работы летом этого года Николай Григорьевич выделил более 70 тысяч рублей.
В 2004 году капитально отремонтирован автобус, предназначенный для хозяйственных нужд школы на 33 тысячи рублей.
Традиционно каждый год в школе проводится летняя спартакиада школьников района по легкой атлетике. Все затраты, связанные с организацией этих соревнований, также несет на себе птицефабрика (это обходится примерно на 15 тысяч рублей ежегодно). Николай Григорьевич выделяет ежегодно по 1 тысяче рублей для участия коллектива учителей на спартакиаде работников образования, который проводится в районе.
В школе вошло в добрую традицию награждать денежными призами (по 3 и 1 тысяче рублей) выпускников-медалистов школы. Это доброе начинание также связано с именем Николая Григорьевича Ванеркина. В 2002 году он вручил по 1 тысяче рублей трем медалисткам, в 2003 году - 1 серебряной медалистке по итогам учебы, в 2006 году также 1 серебряной медалистке.
С 2006 года планируется создание профильного класса подготовки кадров для ГУП птицефабрика «Моргаушская».