Принцип недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основополагающих конституционных принципов, нашедших практическое подтверждение в Жилищном кодексе Российской Федерации и судебной практике.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры выявляют нарушения законности и принимают меры, направленные на их устранение.
Гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает две формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве: обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и вступление в процесс для дачи заключения по делам некоторых категорий, в том числе по искам о выселении, в целях осуществления возложенных на него функций.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В связи с этим, при наличии правовых оснований прокурор вправе обратиться в суд в защиту жилищных прав гражданина.
Кроме того, гражданские дела о выселении граждан из занимаемых ими жилых помещений рассматриваются с обязательным участием прокурора. Задача прокурора, участвующего в гражданском судопроизводстве, состоит, прежде всего в том, чтобы добиться вынесения законного и обоснованного решения суда.
Предусматривая возможность выселения граждан из занимаемых ими по договору найма жилых помещений, закон устанавливает два вида выселения: с предоставлением другого жилого помещения и без предоставления такового. Любое расторжение договора социального найма (за исключением добровольного) производится в судебном порядке.
В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, для государственных или муниципальных нужд; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления; жилое помещение подлежит передаче религиозной организации.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по указанным основаниям другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, поэтому иные обстоятельства (например, невозможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
В соответствии со ст. 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, без предоставления другого жилого помещения выселяются граждане, если они, используя жилые помещения не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение.
Без предоставления другого жилого помещения могут быть также выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным.
Принимая участие в делах о выселении, прокурор в целях осуществления возложенных на него полномочий, выступает в качестве защитника интересов лиц, участвующих в деле, а также публичного интереса в целях соблюдения законности.
Прокуратура Моргаушского района