Сторонники ограничения дошкольного обучения сложившимися рамками постоянно говорят о каких-то мифических, катастрофических эффектах, получаемых в результате использования подобных методик раннего обучения детей. Предложенные Г. Доманом и другими авторами методики раннего обучения дают хороший практический эффект. Благодаря этим методикам были достигнуты очень высокие результаты в развитии детей. Причем никаких побочных, нежелательных эффектов не выявлено ни в процессе обучения, ни в последующем.
Правда, об одном явлении хочется сказать особо: ребенку, обучавшемуся по этим методикам, действительно нечего делать в школе первые годы, и это большая проблема. Но это проблема школы, а вовсе не ребенка. И это ни в коем случае не повод сдерживать развитие ребенка, оставляя его неучем.
Ряд специалистов, говоря о склонности детей к познанию окружающего (исследовательском поведении) и его роли в обучении дошкольника, отмечали, что «можно учить, но нельзя научить ребенка, обучается он сам». Это точное, но не лишенное максимализма наблюдение специалиста вполне согласуется с древней пословицей: «Один пастух может пригнать к водопою сто лошадей, но даже сто пастухов не смогут заставить пить одну лошадь, если она этого не хочет». Это простое правило неукоснительно действует в обучении дошкольников.
Некоторые педагоги умеют с этим эффективно бороться, вот один из примеров удачного решения, предложенного японским педагогом Шиничи Сузуки.
Он обучает малышей играть на скрипке. Каждому человеку известно, что двухлетнего малыша трудно заставить делать то, что он делать не хочет (этим он существенно отличается даже от пяти- или шестилетнего). Для того чтобы ребенок сам захотел заниматься «экзотическим» для его возраста делом, Шиничи Сузуки тщательно готовит саму ситуацию «вхождения» в занятия и не менее тщательно продумывает их мотивационную составляющую.
Замечательным примером может служить подготовка к первому занятию и само его содержание.
Как мы уже отмечали, двухлетнего малыша трудно заставить делать то, чего он делать не хочет, но нет такого малыша, который не захотел бы чего-то, если бы увидел, как это делает другой ребенок или взрослый. С помощью такого внешне простого, но, безусловно, талантливого методического приема у малыша рождается первичное желание играть на скрипке.
И вот первый урок! Родители с детьми сидят в аудитории. На маленьком столике лежит маленькая скрипка и маленький смычок. Ребенок спускается по специальному проходу к этой скрипке. Подойдя к столу, он берет в одну руку скрипку, а в другую — смычок. Затем поворачивается лицом к аудитории и кланяется. Все дружно аплодируют, и на этом первый урок закончен! Никто не заставлял играть нудные гаммы, осваивать сложную нотную грамоту, это обязательно будет, но позже, когда стремление ребенка к саморазвитию потребует решения этих задач. Но это 6удут проблемы, выросшие из собственных потребностей ребенка. А пока первый урок закончен, и малыш с нетерпением будет ждать, когда же наступит второй.