В 2007 году мир отмечает 100 лет со дня рождения шведской писательницы Астрид Линдгрен. Юбилей готовятся отмечать и в России, где творчество писательницы необыкновенно популярно.
Хотелось бы, чтобы юбилей стал поводом расширить устоявшееся представление о «великой шведской сказочнице», представить более полный ее портрет.
* * *
Астрид Линдгрен была не только гениальной писательницей, одаренной недюжинной фантазией. Она была бунтаркой и социальной провокаторшей.
Всю свою жизнь Астрид Линдгрен настаивала на непререкаемости прав детей, каждого ребенка и личности вообще. А права ребенка, даже утвержденные Конвенцией ООН, до сих пор не всегда являются такой уж очевидной ценностью. Каждого ребенка Астрид Линдгрен рассматривала как самостоятельную и уникальную личность и уже в этом было ее новаторство.
Астрид Линдгрен была пионером современной педагогики, основанной на идее о правах ребенка; теоретики и идеологи современного подхода к воспитанию детей черпали вдохновение в ее книгах.
В каждой книге Астрид Линдгрен высказывает свое мнение по актуальным общественным вопросам, всегда с иронией и доброжелательностью, но при этом твердо и настойчиво.
В середине 1940-х годов, когда во всем мире решали проблемы послевоенного благоустройства, в Швеции была очень актуальна тема воспитания детей. Книга Астрид Линдгрен - "Пеппи Длинный чулок", - была написана в 1944 году, а вышла в 1945.
Дети обожали проказы Пеппи, а современно настроенная критика отмечала благотворное воздействие героини на психическое здоровье детей. "Пеппи - вымышленный персонаж, воплощающий детскую мечту нарушать все запреты, чувствовать свое могущество и вытворять все что угодно, как только это придет в голову. Книга стала запасным выходом из будничного и авторитарного режима - вот секрет неслыханного успеха книги у детей", - пишут два влиятельных специалиста по детской литературе (Грета Булин и Эва вон Цвейгберг) в 1948 году. Другой критик в своем восхищении идет еще дальше, говоря о "замечательном анархизме" и называя Пеппи "лихим гением 40-х годов, взрывающим все условности и ограничения".
Однако не все отклики были такими благосклонными. Консервативная критика страшно осуждала обожание Пеппи. Утверждала, что оно «перевернуло все с ног на голову: школу, семью, нормальное поведение. Высмеивается порядок и уважение, вежливость и честность. Воспевается эгоцентризм и эгоизм, пренебрежение и бегство от реальности. Проповедуется вспыльчивость и порыв вместо сдержанности, внезапная затея вместо вдумчивости».
И постепенно книга о Пеппи изменила общественный климат в Швеции. Новая шведская социальная политика всячески приветствовала крепкую семью и деторождение. Существенно возрос интерес к педагогическим экспериментам. Требовалось новое поколение уверенных и изобретательных людей. В строящемся индустриальном обществе всеобщего благоденствия находчивость в детях ценилась больше, чем послушание.
«Мы как будто живем в свободной стране, верно?» - спрашивает Пеппи.
Книга о Пеппи Длинный чулок оказала огромное влияние на социальное освобождение женщины, она изменила мировоззрение многих читательниц. Пеппи – образец нового человека, женского самоутверждения. И при этом миссия Пеппи, конечно, не сводится к переосмыслению гендерных ролей. Ее значение гораздо шире – она развенчивает всю косность, ханжество, несправедливость и лицемерие окружающего общества. И гендерная дискриминация – лишь одна из его черт. Астрид Линдгрен, создав героиню-бунтарку, показала, какая смелость необходима для того, чтобы переменить мир к лучшему.
Не следует забывать, что книга о Пеппи Длинный чулок, так стремившейся к справедливости и защите обиженных, появилась именно в годы Второй Мировой войны, когда Астрид Линдгрен пыталась облегчить участь евреев бежавших в Швецию.
В своих книгах Астрид Линдгрен никогда не скрывает присутствия в мире социального неравенства, несправедливости и лицемерия. Более того писательница прямо пишет об этом. Расмус, Эмиль и Мадикен не понаслышке знают, каков безобразный и отвратительный запах нищеты, что такое обездоленность стариков в доме престарелых, алкоголизм, несущий горе семьям, они рано получают представление о низости, пороках и двойных стандартах.
Едва ли можно назвать "Мадикен и Пимс из Юнибакена" "политическим" или социально-критическим романом, и все же в нем очевидно угадываются веяния времени: в 70-е годы в Швеции стало принято поднимать политические и социальные вопросы даже на страницах детских книг. Так, юные герои книги знают, что с детьми надо разговаривать мягко и ласково: "Тогда они будут слушаться. Так писали в газете на днях". В этом же романе ребенку впервые приоткрываются тайны интимной жизни взрослых. Мама Мадикен скверно себя чувствует во время беременности. Папа сочувствует ее нездоровью и спрашивает, не он ли в этом виноват. На что мама отвечает: "Кто же еще виноват, как не ты, и ты сам очень хорошо это знаешь!".
Детям нужны истории, которые помогали бы им при встрече со смертью, снимали их волнение и страхи. И Астрид Линдгрен давала им такие истории. Таковы лучшие произведения писательницы – «Братья Львиное Сердце», «Крошка Нильс Карлсон» и др.
Одной из последних крупных книг Астрид Линдгрен стала "Рони, дочь разбойника" (1981). По жанру это разбойничий роман, лесная сказка, но важной особенностью книги является то, что главная героиня в ней - девочка. Рони и ее мама Лувис обладают поразительной женской силой и жизнестойкостью, и в этом явно прослеживается влияние современных гендерных теорий. Лувис, "рожая ребенка, пела. Она уверяла, что так ей легче, да и младенец наверняка будет более веселым, если появится на свет под звуки песни".
Как современный папа, разбойник Маттис принимает живое участие в радостном процессе родов и врывается к другим разбойникам с новорожденной дочерью в объятиях с воплями: "Дочь разбойника, радость и счастье!". Раньше никогда не ставился вопрос о том, что дочь, так же как и сын, может унаследовать "предводительство" в разбойничьей шайке. Как и в книжках про Эмиля, в "Рони, дочь разбойника" поднимается вопрос о любви и противостоянии отцу. Рони любит отца так же сильно, как мальчика Бирка. Предпочесть одного из них - мучение. Но она должна выбрать Бирка, чтобы эмансипироваться от отца. В «Рони дочь разбойника» Астрид Линдгрен соединяет мудрость веков и собственного возраста с современными идеями феминизма. Но при этом Астрид Линдгрен предлагает не агрессивную борьбу за справедливость, а путем переговоров.
В 1976 году Астрид Линдгрен включилась в политическую полемику непосредственно. Она написала сатирическую сказку о ведьме Помперипоссе из Монисмании - про обюрократившийся аппарат шведской социал-демократической партии и про налоговое законодательство, которое душило малый бизнес. По мнению писательницы, шведская социал-демократия забыла свои идеалистические истоки и превратилась в мелочную и завистливую управленческую машину. Это может показаться невероятным, но после жарких дебатов, последовавших за публикацией сказки, налоговый закон был изменен, и на ближайших выборах социал-демократическое правительство, пробывшее у власти 40 лет до того, было отправлено в отставку. Многие считают, что в этом была заслуга – или просчет – Астрид Линдгрен.
Девять лет спустя Астрид Линдгрен включилась в дискуссии об уходе за домашним скотом, и тогда новое социал-демократическое правительство поспешило подготовить закон – Lex Lindgren, – обеспечивавший гуманное отношение к шведским телятам, поросятам и курочкам.
Когда премьер-министр Ингвар Карлсон нанес визит Астрид Линдгрен, она поинтересовалась, что это за молодых людей он с собой привел. "Это мои телохранители", - ответил Карлсон. "Довольно разумно с вашей стороны, - сказала семидесятивосьмилетняя писательница, - никогда не знаешь, чего от меня ждать, когда я в таком настроении!"
Астрид Линдгрен постоянно участвовала в социальной жизни Швеции. Ее ежедневно просили вмешаться и оказать помощь. Астрид Линдгрен была не только гениальным писателем и выдумщицей. Она была потрясающе неравнодушным человеком. Она не оставалась безразличной ни к какой несправедливости, с которой ей приходилось очно или заочно сталкиваться в жизни. Единственное, для чего она использовала свой непререкаемый авторитет, – это для достижения справедливости в мире. Когда в 1978 году Астрид Линдгрен получала Премию мира немецкой книготорговли, свою речь она назвала «Только не насилие».