"В реальной жизни маленьким людям приходится немало страдать, и мы, взрослые, не должны закрывать на это глаза, мы обязаны видеть это, вскрывать причины несправедливостей и помогать - непременно помогать детям становится людьми большими - справедливыми, правильными, нравственными".
А. Лихановл
14-16 лет - переход от отрочества к юности. В духовной жизни старших подростков чтение литературы приобретает мировоззренческое значение. Если младших подростков волнуют прежде всего интрига, сюжет, действие героев, то для этой возрастной категории главным является отображенная в произведениях действительность и возникающие в ней проблемы. В поведении персонажей читателя интересуют не столько поступки, сколько причины и их нравственный смысл.
Перед старшим подростком особенно остра проблема нравственного выбора, выбора своего места в жизни, определения своего "я". Поэтому бесценен герой-пример близкий по возрасту, по времени, по ситуации. Такой пример мы находим в произведениях А. Лиханова, Л.Симоновой, Л. Нечаева, В.Рыжакова, В. Железнякова.
Для этого мы рекомендуем выставку - диалога "Поговори со мною, книга".
Цель выставки: приобщение подростков к чтению художественной литературы, выработка умения осознать нравственные проблемы, поднятые в произведениях, формирование нравственных ценностей. Необходимо донести мысль об актуальности проблем, поднятых писателем.
Цитата:
«Эти книги о том, что жизнь сложна, что начинается она не за порогом школы, а тогда, когда ты родился, что откладывать поиски своей дороги на потом нельзя…»
Раздел 1. «Дорогие наши мальчишки».
Цитата:
«Герои Лиханова, его мальчишки, интересны тем, что они личности. Эти мальчишки действуют, они ошибаются, но не перекладывают своей вины на других, они сами выбирают свой путь, учатся нести на собственных плечах груз ответственности».
И. Мотяшов.
Литература
1. Ефремов А. "Я успею, ребята". - М.: Дет. лит., 1989. -126 с.
2. Козлов В. Избранное. Т.1. - Л.: Дет. лит., 1988.- 320 с: ил.
3. Крашевин В. Кораблики: Роман-фантазия. - М: Дет. лит.. 2000. - 425с. -]
(Опасный возраст).
4. Лиханов А. "Мой генерал", "Обман", "Лабиринт", "Мужская школа"
(издание любое).
Раздел 2. "Какое чудесное мгновенье..."
Цитата: "Зря вздыхала ты и охала,
Повторяла вновь и вновь:
- Это все кругом да около,
Это вовсе не любовь.
Я в словах своих неловок,
Молчалив я, на беду,
Для любви формулировок
Подходящих не найду ".
А. Барто ("Подростки, подростки").
Литература
1. Алексин А. Мой брат играет на кларнете: Повести. Рассказ.-М.:
"Издательство Астрель"; "Издательство ACT", 2000. - 400с: ил.
2. Алексин А. Прекрасная второгодница: Повести. - М.: ООО
"Издательство Астрель", ООО "Издательство ACT", 2000. - 336 с: ил.
3. Матвеева Л.Г. Герой-любовник из пятого "А": Повесть. - М.:
"Олимп", "Издательство Астрель", 2001. - 272с: ил.
4. Матвеева Л.Г. Конкурс красоты в 6 "А": Повесть. - М.:
'Издательство "Олимп"". "Издательство ACT", 2001. - 368с: ил. (Золотая
библиотека).
Матвеева Л.Г. Невеста из 7 "А": Повесть. - М.: "Издательство "Олимп"". ""Издательство ACT", 2001. - 320с: ил. (Золотая библиотека).
Соковня И. Бессонница - сестра любви. Маленький роман для девочек о мальчиках. - М.: ООО "Издательство ACT", 2001. - 192 с: ил.
Соковня И. Единственный настедник. - М.: ООО "Издательство Астрезл'. ООО-Издатсжьство АСТ". 2001.-208 с: ил.
Фрасрман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви: Повесть. - М "Олимп", "Издательство Астрель", 2001. -176 с: ил.
Щербакова Г. Вам и не снилось: Повести. - М.: "Олимп", -«Издательство Астредь". 2001.-240 с: ил
Разлел 3. "Школьные истории, веселые и грустные". Цитата:
'' Человек должен быть человеком, во что бы то ни стало - другого выхода у него нет ".
Н. Соломко.
Цитата:
"Звонок дробно раскатился по коридорам. Школа зашумела, забегала. Одни помчались в столовую, побыстрее встать в очередь за пирожками, другие, разметая на своем пути мелюзгу из начальных классов, устремились в спортзал. Третьи... Вот она школьная жизнь. Здесь встретишь школьные истории, веселые и грустные ".
Н. Чаплина
Литература
1. Жезников В. Чучело. Повесть. (Любое издание),
2. Каминский Л. Урок смеха. -Л.: Дет. лит., 1988-144с.: ил.
3. СоломкоН. Если бы я был учителем... -М.: Дет. лит., 1987.-207с.:ил. : ин А.В., Щеглов А. Клетка для буйных: Педагогическая фантастика. -Лет. лит., 1991.-159с: ил.
:инаН. Только сегодня... и ежедневно.-Л.: Дет. лит., 1990.- 144с: ил. ■ мьные годы: Повести. - М.: Дет. лит., 1988. - 638с: ил.
мьные истории, веселые и грустные: Рассказы. - М.: Дет. лит., 1989. -I -с: ил.
; .злел 4. "Как все! Как все? Как все".
. гтата: "Осудите сначала себя самого, Научитесь искусству такому, а уж после судите врага своего и соседа по шару земному. Научитесь сначала себе самому не прощать ни единой промашки, а уж после кричите врагу своему что он враг и грехи его тяжки. Не в другом, а в себе побеждайте врага, А когда преуспеете в этом, Не придется уж больше валять дурака Вот и станете вы человеком ". Б. Окуджава.
Литература
-. 5ориген: Повести / Сост. Н. Соломко. - М.: Дет. лит., 1989-527с: ил.
жин В. Что на лице написано: Повесть. -М.: Дет. лит., 1984-157с: ил. Езгеньева Л. Лягушка: Повесть и рассказы. - М.: Дет. лит., 1989-239с: ил. ■Стерли Н. Дневник сломанной куклы: Роман //Звезда. - 2001. - № 2,3.
нов Н. Сломанная кукла: Роман // Наш современник. - 2002. - № 1,2. зля бабочек и брошенный друг: Рассказы и повести молодых писателей. • М.: Дет. лит., 1991-191с: ил.
ев Л. Ожидание друга: Повести. - М.: Дет. лит., 1989-250с: ил. . :монова Л. Круг: Повесть. - М.: Дет. лит., 1990-175с: ил.
жова Л. Лабиринт: - М.: Дет. лит., 1993 - 240.: ил. Готник Ю. Ясновидящая, или эта ужасная "улица". - М.: Дет. лит., 1989-
.: ил. Тендряков В. Весенние перевертыши: Повесть (любое издание).
Раздел 5: "Нельзя о худом молчать..."
Цитата:
Не оставляй же, читатель, никого - ни друга своего, ни встречного человека со злом один на один. Вставай рядом ".
В. Бахревский
Цитата:
Он потерялся без всякой своей вины, просто потому, что лежал, как монетка, на виду, чуточку блестел, и его увидел и подобрал Валентин. Стал служить хозяину, стал его братом, посвящен в самые главные Валентиновы тайны, и оттого еще потеряннее, потому что легче и яснее не будет, ежели тягота давит на плечо».
А. Лиханов «Никто»
Литература.
Гранин Д. Милосердие.
Добряков В. Король живет в интернате: Повесть
Лиханов А. Никто
Петрушевская Л. Глюк.
Приставкин А. Жестокость.