Дополнительное образование
Воспитание, дополнительное образование детей, учащейся молодежи в деятельности отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района является одним из приоритетных направлений.
Социальный заказ на воспитание человека, формирование новых жизненных установок личности нашел отражение в федеральных, республиканских, районных программах. В них определены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения на десятилетия.
С целью осуществления системного подхода в решении воспитательных задач отделом образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района были поставлены следующие задачи:
- исполнение законодательства РФ и ЧР в части организации работы по реализации основных направлений воспитательной деятельности;
- реализация приоритетного национального проекта «Образование»;
- активизация физкультурно- оздоровительной работы в ОУ Моргаушского района;
- повышение социальной активности детских общественных объединений системы школьного самоуправления;
- организация и контроль за работой ОУ и УДО по различным направлениям воспитательной работы.
Эти основные задачи включили в себя основные направления работы:
- методическая учеба, курсовая подготовка педагогических кадров, занятых воспитательной работой;
- вовлечение УДО в организацию совместного с ОУ воспитательного процесса через реализацию районной целевой Программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы;
- изучение ОУ и УДО по реализации воспитательных задач, исполнению законов, нормативных документов районного, республиканского и федерального значения.
Таким образом, исходя из выше поставленных задач, определились основные сферы воспитательной деятельной в ОУ и УДО:
- формирование у детей национального самосознания, гражданственности, патриотизма;
- создание эффективной системы профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних;
- художественно- эстетическое и культурно- досуговое направление воспитательной работы;
- формирование навыков здорового образа жизни посредством вовлечения в активное занятие физической культурой и спортом.
В Концепции модернизации российской системы образования определено, что учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов профессионального самоопределения детей и молодежи.
В Моргаушском районе учреждения дополнительного образования представлены:
- детско- юношеской спортивной школой;
- Домом детского творчества;
- станцией юных техников;
- художественной школой;
- Моргаушской детской школой искусств;
- Юськасинской детской школой искусств;
- военно- патриотическим клубом им. Щуйцева;
- детско- юношеской спортивной школой им. В. Егоровой
Охват детей системой дополнительного образования за 10 лет выглядит следующим образом:
№ |
Наименование УДО |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
1 |
Станция юных техников |
649 |
685 |
865 |
1256 |
1305 |
1320 |
1302 |
1350 |
1335 |
1300 |
|
2 |
Районный дом детского творчества |
387 |
390 |
580 |
740 |
846 |
810 |
820 |
511 |
631 |
816 |
|
3 |
Детско-юношеская спортивная школа |
325 |
323 |
345 |
328 |
440 |
370 |
370 |
438 |
438 |
450 |
|
4 |
Детская школа искусств |
200 |
180 |
185 |
210 |
350 |
350 |
300 |
280 |
376 |
378 |
|
5 |
Детская школа искусств при Юськасинской СОШ |
- |
- |
25 |
30 |
62 |
74 |
78 |
79 |
97 |
98 |
|
6 |
Художественная школа искусств |
25 |
30 |
35 |
45 |
40 |
35 |
28 |
20 |
25 |
25 |
|
7 |
ДЮСШ им. В. Егоровой |
356 |
367 |
325 |
320 |
362 |
394 |
385 |
373 |
262 |
|
|
Итого: |
1942 |
1975 |
2360 |
2929 |
3411 |
3353 |
3331 |
3052 |
3164 |
3347 |
% |
43,9 |
44,2 |
45,7 |
45,7 |
51,9 |
54,3 |
58 |
56 |
58,3 |
62,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Число воспитанников, занимающихся в кружках, секциях, объединениях, школах искусств района с каждым годом растет. Наибольшей популярностью у ребят пользуются: художественно- эстетическое, физкультурно- спортивное, техническое направления.
Заметно вырос за последние 10 лет и профессиональный уровень педагогов системы дополнительного образования. В вышеуказанных учреждениях дополнительного образования работают всего 137 педагогов. Из них 5 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 33 педагога первую категорию.
Основной целью создания и расширения сети кружков технического творчества является развитие творческих способностей учащихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности решения, удовлетворения потребностей в труде и подготовки к свободному осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности. Ежегодно на основе знаний, полученных в школе и освоив дополнительные образовательные программы, разработанные руководителями учебных групп, учащиеся станции юных техников получают профессиональное обучение по специальностям «Оператор ПЭВМ», «Швея».
Получение учащимися свидетельства по специальностям «Оператор ПЭВМ», «Швея» выглядит следующим образом:
Учебный год |
1996-97 |
1997-98 |
1998-99 |
1999-00 |
2000-01 |
2001-02 |
2002-03 |
2003-04 |
2004-05 |
2005-06 |
Кол-во учащ-ся |
52 |
63 |
102 |
165 |
129 |
186 |
156 |
150
|
233 |
498 |
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что будущее Чувашии в первую очередь зависят от гражданской позиции подрастающего поколения. Достичь этого возможно при разработке общей стратегии социального воспитания. К числу таких технологий относится социальное проектирование. Хороших результатов достигают в этом учреждения дополнительного образования Моргаушского района. Об этом свидетельствую результаты конкурсов, фестивалей.
Станция юных техников с. Моргауши приняла активное участие в районном конкурсе ученических проектов. Воспитанники СЮТ с. Моргауши достойно показывают себя, забрав призовые места у соперников. Работы их воспитанников были отмечены и на республиканском уровне. Мы гордимся нашими воспитанниками и надеемся на их дельнейшие успехи
В районе накоплен большой опыт в организации для учащихся и молодежи содержательных спортивных мероприятий. Их программы содержательны, постоянно обновляются и включают соревнования, как для юношей, так и для девушек. В соревнованиях- играх устанавливается атмосфера праздника, доброжелательности, взаимного уважения и понимания.