Центр диагностики и консультирования отдела образования администрации Моргаушского района был образован в апреле 2001года с целью оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям, родителям и педагогам. В центре работают педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с перспективным планом по следующим направлениям:
* диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
* психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
* консультационная деятельность;
* профориентационная работа;
* психологическое просвещение;
* организация службы «телефона доверия».
Большая работа психологической службой района была проведена по диагностике употребления психоактивных веществ, а также случаев вымогательства, причем этих срезов было проведено несколько: в начале учебного года, в середине, и в конце. По результатам диагностики в учреждениях образования, в Центре диагностики и консультирования осуществлялась коррекционная работа: педагогами-психологами, социальными педагогами учреждений образования в рамках профилактической работы с детьми девиантного поведения в течение всего учебного года и во время организованного летнего туда и отдыха велись тренинги, деловые игры, развивающие занятия.
Специалисты Центра диагностики и консультирования работают по разным направлениям:проводят профилактику злоупотребления психоактивных веществ среди учащихся школ района, работают по формированию психолого-педагогической компетентности педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий, по формированию толерантных установок среди учащихся и учителей.
Специалистами центра разработаны: программа коррекции речевых нарушений- для детей с общим недоразвитием речи, коррекция заикания; программы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, по формировонию толерантных установок.
Профориентационная работа занимает особое место в деятельности Центра. Переход на предпрофильное обучение ставит перед системой образования особые задачи: содействовать профессиональному самоопределению учащихся; формировать в старшекласснике способность самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации; подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса. Для выполнения этих задач в нашем Центре создан профориентационный кабинет, где имеется необходимая литература, технические средства обучения: 15 компьютеров, видео-и-аудиотехника. Занятия со старшеклассниками проводят в тесном контакте специалисты районного центра занятости, районной больницы, отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта.
С целью осуществления стратегии психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе в Центре проходит подготовка не только самих детей, но и классных руководителей, заместителей директоров учреждений образования по учебно-воспитательной работе. На семинарах и тренингах рассматриваются психологические аспекты данного вопроса.
Проблемы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, постоянно обсуждаются на совещаниях заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, директоров учреждений образования, Совете отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта. С 2000 года в учреждениях образования созданы психолого-медико-педагогические консилиумы.
С целью оказания экстренной психологической, медицинской помощи детям, принятия экстренных мер противопожарной безопасности, предупреждения нервных срывов и паники во время острых кризисных ситуаций в каждом учреждении образования района созданы школьные антикризисные бригады, составлены антикризисные планы действий, организовано обучение ответственных за определенную зону действий этих бригад.
Тематика психологического просвещения, организованного в центре для педагогов и родителей, обширна: «Формирование установок толерантного сознания», «Уроки общения с ребенком», «Формирование уверенности», «Профилактика употребления психоактивных веществ» и другие. Формы работы также различны: это и выступление в средствах массовой информации, проведение тренингов, деловых игр, «круглых столов», организация психологических гостиных.
Координационная деятельность Центра представлена работой методических объединений учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов. Методические объединения проходят согласно плану работы на год, где рассматриваются актуальные вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей, помощи взрослым.
Сотрудники Центра диагностики и консультирования работают с учителями по преодолению «эмоционального выгорания». Проводится мониторинг степени «эмоционального выгорания» среди учителей учреждений образования района и составлена программа тренингов по формированию эмоциональной устойчивости, профессиональной уверенности, по сохранению психологического здоровья педагогических работников.