Для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре, Закон) в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности (далее - административное ограничение).
Рассмотрение материалов об установлении административного надзора и принятие решения судом регламентированы гражданско-процессуальным законодательством (глава 26.2 Гражданского процессуального кодекса РФ). Согласно ст. 261.5 ГПК РФ дела об административном надзоре (его установлении, а также продлении, прекращении или изменении административных ограничений) рассматриваются гражданским судом (судьей единолично) по заявлению администрации исправительного учреждения или органа внутренних дел. Рассмотрение дел об административном надзоре судом осуществляется в рамках административного судопроизводства.
Таким образом, правовой формой реализации оснований установления административного надзора является решение суда.
Осуществление административного надзора регулируется нормами Закона об административном надзоре.
Такой надзор осуществляется органами внутренних дел в отношении лиц, которые не находятся в их подчинении, и заключается в наблюдении за соблюдением этими лицами возложенных на них судом правоограничений и обязанностей.
Предметом правового регулирования этого Закона являются отношения, возникающие между поднадзорными (лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в отношении которых судом принято решение об установлении административного надзора) и сотрудниками органов внутренних дел.
Следует отметить, что административный надзор является, во-первых, инструментом поддержания общественного порядка и общественной безопасности, а во-вторых - средством предупреждения новых правонарушений, и в том числе преступлений со стороны ранее судимых лиц.
Административный надзор нельзя относить ни к наказаниям, ни к иным мерам уголовно-правового характера. Административный надзор следует считать иной мерой административно-правового характера, потому что в перечнях уголовных и административных наказаний (ст. 44 УК РФ, ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях) такого вида наказания нет и применяется такой надзор только по решению суда.
Последствия нарушения административных ограничений или обязанностей поднадзорного лица (ч. 3 ст. 11 Закона об административном надзоре) могут быть административными или уголовно-правовыми.
Неисполнение обязанностей поднадзорного лица, согласно ст. 19.24 КоАП РФ, влечет за собой административное наказание в виде штрафа или административного ареста. За уклонение от административного надзора наступает уголовная ответственность по ст. 314.1 УК РФ в виде обязательных, исправительных работ или лишения свободы.