МИХАЙЛОВ (ЯНДУШ) СПИРИДОН МИХАЙЛОВИЧ
Первый чувашский этнограф, историк, географ, статистик, фольклорист и писатель, яркий талант-самородок из народа. Родился 16 декабря 1821 года в д. Юнгапоси Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушского района ЧР) в семье крестьянина - чуваша. В 8-9 лет был отдан на выучку в дом козьмодемьянского купца. С 13 лет - помощник писаря волостного правления. В 1842 году Михайлов, как образованный человек, в совершенстве владевший русским, чувашским и марийским языками, был принят переводчиком и письмоводителем Козьмодемьянского земского суда, где проработал до самой смерти -19 лет.
С юных лет Михайлов пристрастился к чтению. С огромным интересом читал художественную и историко-этнографическую литературу. В 1843 году Михайлов женился на грамотной и культурной русской девушке Екатерине Петровне, поощрявшей стремление мужа к самообразованию.
Общение с народом, глубокий интерес к его жизни, быту и прошлому, чтение исторических, этнографических и статистических трудов побудили Михайлова попробовать писать самому.
Круг научных интересов С. М. Михайлова довольно широк. За годы научной и литературной деятельности (первая его статья была напечатана в 1851 году в газете "Казанские губернские ведомости") им опубликовано в различных газетах и журналах 32 работы. Кроме того, в рукописях осталось около двух десятков трудов.
В 1854 г. С. М. Михайлов избирается членом - сотрудником русского географического общества. Через пять лет за плодотворную научную деятельность его награждают серебряной медалью этого общества. В 1856 г. он удостаивается звания члена-корреспондента Казанского статистического комитета. Через три года серебряной медалью отмечают его работу в качестве переводчика. Михайлов занимался изучением истории и этнографии чувашского, марийского народов и русского населения Поволжья. Он "открыл перед русским читателем подлинный чувашско-марийский мир: хозяйственный и социальный уклад, знания, дарования, быт, богатую духовную жизнь трудолюбивых, добрых народов, мечтавших о равенстве и братстве со всеми народами, и, насколько мог, заступался за интересы народных масс". Труды С. М. Михайлова не потеряли своего значения и ныне. Сразу же после смерти С. М. Михайлова поднимался вопрос об издании сборника его научных изысканий. Однако осуществить эту идею удалось только в наши дни: в 1972 году в Чебоксарах изданы его "Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов".