В настоящее время Правительством Российской Федерации совместно с ОАО «РЖД» реализуется проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань» (далее – ВСМ) со скоростью движения поездов до 400 км/ч.
При этом время в пути в сообщении «Чебоксары – Москва» составит 2 ч. 50 мин. Протяженность участка ВСМ по территории Чувашской Республики составит 115 км.
В Чувашской Республике ВСМ пройдет по территориям Ядринского, Моргаушского, Чебоксарского и Мариинско-Посадского районов.
Запланировано размещение станции «Чебоксары ВСМ» на территории Чебоксарского района. На данном участке широко развита сеть автомобильных дорог, которая позволит обеспечить транспортную связь станции «Чебоксары ВСМ» с гг. Чебоксары и Новочебоксарск, а также другими населенными пунктами Чувашской Республики. Железнодорожный вокзал «Чебоксары ВСМ» относится к 1 классу, вместимость которого будет составлять 1300 чел.
Также на территории Ядринского района планируется размещение станции Полянки, вокзальный комплекс которой будет рассчитан на 50 чел.
В настоящее время на территории Чувашской Республики проектными организациями осуществляется комплекс работ по инженерно-геодезическим изысканиям, а также по разработке проекта планировки и проекта межевания территории под размещение трассы ВСМ. Окончательное расположение ВСМ по территории Чувашской Республики будет определено после проведения указанных мероприятий и утверждения проектной документации ФАУ «Главгосэкспертиза России» в июне 2017 г. Начало строительства ВСМ запланировано на III кв. 2018 г., осуществление строительно-монтажных работ – до июля 2022 г. (сроки указаны ориентировочно, с учетом проекта корректировки сетевого-плана графика мероприятий реализации проекта строительства ВСМ).
По информации ОАО «Скоростные магистрали» прирост валового регионального продукта в Чувашской республике составит +28% к 2030 г., что в деньгах составит + 43 млрд. рублей.
Мультипликативный бюджетный эффект региона от строительства ВСМ «Москва – Казань» составит порядка 6,1 млрд. рублей в прогнозных ценах.
Агломерационный эффект от создания ВСМ «Москва – Казань» на этапе эксплуатации сгенерирует бюджетный эффект в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. За период 2020-2030 гг. размер дополнительных налоговых поступлений в региональный бюджет составит порядка 60,2 млрд. руб. в ценах соответствующих лет.
Реализация проекта строительства ВСМ в Чувашской Республике будет способствовать росту деловой активности населения, развитию различных секторов экономики региона, а также позволит создать около 4 тыс. новых рабочих мест (на этапе эксплуатации до 2030 г.).
Чувашская Республика, обладая значительным научно-техническим, кадровым, промышленным и инновационным потенциалом, готова принять участие в реализации инвестиционного проекта по строительству ВСМ. По информации Минэкономразвития Чувашии промышленные предприятия Чувашской Республики в рамках реализации данного проекта готовы поставлять следующую продукцию:
ОАО «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА» имени Г.А. Ильенко»: системы автоблокировки, регулирования движения поездов, управления и диагностики электропоездов, системы управления для программ ресурсо-сбережения и модернизации парка подвижного состава, аппаратура микропроцессорной системы управления, регулирования и диагностики магистральных и маневровых тепловозов, микропроцессорная автоблокировка с тональными рельсовыми цепями (АБТЦ-МШ);
ООО «НПП «ЭКРА»: релейная защита и автоматика станционного оборудования мощностью до 1200 МВт, системы оперативного постоянного тока, системы плавного пуска и частотно регулируемые привода для регулирования скорости высоковольтных электродвигателей, автоматизированная система управления технологическим процессом подстанций и оборудование высокочастотной связи;
предприятия электротехнического кластера Чувашской Республики ООО «ИЦ «Бреслер», ООО «НПП Бреслер», ЗАО «ЧЭАЗ», ООО «ИЗВА», ПАО «Завод «Электроприбор», ОАО «ВНИИР-Прогресс»: инновационная малогабаритная адаптивная антенная решетка «Комета» (помехоустойчивая спутниковая навигационная аппаратура для приема сигналов), силовое оборудование, шкафы комплектно-распределительных устройств, комплектные трансформаторные подстанции, изделия «Табло символьное» и «Бегущая строка»;
ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы»: спецтехника (бульдозеры, экскаваторы, погрузчики, автогрейдеры), промышленное железнодорожное литье, вагоны;
ОАО «Комбинат автофургонов» и ОАО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей»: кузова-фургоны, вахтовые путеремонтные грузопассажирские, штабные машины и мастерские;
ООО «Техмашхолдинг»: изделия из геотекстиля (геополотно, геосетка, георешетка;
ОАО «Лента»: ленты для геоматриц (в случае применения в строительстве геоматриц, готовы обеспечить в полном объеме производителя данных изделий указанными лентами), троса буксировочные, ремни стяжные, системы крепления грузов, универсальные подъемно-транспортные сети различной грузоподъемности, стропы текстильные кольцевые и петлевые и др.
Также по информации ОАО «Скоростные магистрали» по высокоскоростной магистрали планируется курсирование облегченных контейнерных поездов с максимальной скоростью до 160 км/ч. Данные поезда способны преодолевать расстояние до 3500 км. в сутки. При реализации проекта ВСМ предприятия Чувашской Республики получат возможность пользоваться данными перевозками, что значительно сократит время перевозки грузов.