Моргаушский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
 
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Закон Чувашской Республики от 6 февраля 2009 г. N 5 «Об опеке и попечительстве»

ЗАКОН  ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ»

ОТ 06.02.2009 ГОДА №5

 

 

Принят Государственным Советом

Чувашской Республики 30 января 2009 года

 

(в ред. Закона ЧР от 25.11.2011 N 70)

 

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" регулирует вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории Чувашской Республики.

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

4) дети-сироты - лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

5) дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

6) подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

7) недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) не полностью дееспособный гражданин - несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

9) приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

 

Статья 2. Законодательство Чувашской Республики об опеке и попечительстве

 

Законодательство Чувашской Республики об опеке и попечительстве основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон) и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики.

 

Статья 3. Основные задачи органов опеки и попечительства

 

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами Чувашской Республики.

 

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Чувашской Республики в сфере опеки и попечительства

 

1. К полномочиям Государственного Совета Чувашской Республики в сфере опеки и попечительства относятся:

1) принятие законов Чувашской Республики в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

2) контроль за соблюдением и исполнением законов Чувашской Республики в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

3) утверждение объемов финансирования расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству;

4) иные полномочия, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

2. К полномочиям Кабинета Министров Чувашской Республики в сфере опеки и попечительства относятся:

1) принятие нормативных правовых актов Чувашской Республики в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

2) наделение органа исполнительной власти Чувашской Республики полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

3) социальная поддержка и материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей и приемных родителей;

4) предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

5) принятие республиканских целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов, улучшение условий жизни, охрану здоровья, воспитание, образование, труд и отдых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6) иные полномочия, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

 

Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству

 

1. К полномочиям органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего государственную политику в области образования, в сфере опеки и попечительства, относятся:

1) контроль и координация деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;

2) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Чувашской Республики, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

3) формирование и ведение регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

4) организация устройства детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

5) организация устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся в его ведении, а также осуществление контроля за деятельностью этих учреждений;

6) создание республиканских служб сопровождения приемных и опекунских семей по оказанию правовой, педагогической, психологической и медицинской помощи;

7) иные полномочия, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

2. К полномочиям органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего государственную политику в области здравоохранения и социального обслуживания, в сфере опеки и попечительства относятся:

1) контроль и координация деятельности органов опеки и попечительства в отношении недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан;

2) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Чувашской Республики, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

3) организация устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения здравоохранения и социального обслуживания, находящиеся в его ведении, а также осуществление контроля за деятельностью этих учреждений;

4) устройство недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан в соответствующие учреждения здравоохранения и социального обслуживания;

5) контроль за соблюдением прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан, проживающих в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

6) иные полномочия, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

 

Статья 6. Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству

 

1. Функции контроля и координации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в области образования.

2. Функции контроля и координации деятельности по опеке и попечительству в отношении недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан возлагаются на орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в области здравоохранения и социального обслуживания.

3. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики в сфере опеки и попечительства в соответствии с Законом Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями".

3.1. Для организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству количество служащих, осуществляющих работу по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определяется исходя из расчета:

одна штатная единица на пять тысяч детей, проживающих на территории городского округа, не включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

одна штатная единица на четыре тысячи детей, проживающих на территории муниципального района, не включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

одна штатная единица на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального образования, в границах которого орган опеки и попечительства осуществляет свою деятельность, за исключением помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

(часть 3.1 введена Законом ЧР от 25.11.2011 N 70)

4. В своей деятельности органы опеки и попечительства взаимодействуют с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и социального обслуживания и иными организациями.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по опеке и попечительству

 

1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних относятся:

выявление и учет детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

представление законных интересов несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Чувашской Республики или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

обращение в суд с заявлением о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, об отмене усыновления (удочерения);

участие в разбирательстве дел в судах по установлению и отмене усыновления (удочерения), дел, связанных с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав, а также других дел в защиту прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации;

подготовка заключений об условиях жизни и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) при разбирательстве дел в судах, связанных с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав;

выдача в соответствии с Федеральным законом разрешений на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, а также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного;

заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с Федеральным законом;

выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии с Федеральным законом;

подбор, учет и подготовка в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с Федеральным законом;

подготовка материалов о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

проведение работы по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, по привлечению общественности к работе органов опеки и попечительства;

рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства и принятие по ним необходимых мер;

предоставление экстренной помощи детям, пострадавшим от насилия в семье;

консультирование граждан по вопросам охраны прав несовершеннолетних.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по опеке и попечительству в отношении недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан относятся:

выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

установление, осуществление и прекращение опеки над недееспособными и попечительства над не полностью дееспособными совершеннолетними гражданами;

освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

представление законных интересов недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Чувашской Республики или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

выдача в соответствии с Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с Федеральным законом;

оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с Федеральным законом;

осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные совершеннолетние граждане;

оказание необходимой помощи до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства;

подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготовка материалов, необходимых для назначения опекуна или попечителя, а также для освобождения или отстранения опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;

учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;

оказание помощи опекунам и попечителям в организации медицинского наблюдения за подопечными;

осуществление в установленном Федеральным законом порядке защиты имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном или попечителем опеки или попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

осуществление устройства лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения;

принятие решения о распоряжении имуществом и доходами недееспособного лица при устройстве его в психиатрические или психоневрологические учреждения;

дача согласия на совершение опекуном или попечителем сделок по отчуждению имущества подопечного;

дача согласия на создание в стационарных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания опекунских и попечительских комиссий;

рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства и принятие по ним мер.

 

Статья 8. Ответственность органов опеки и попечительства

 

Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

 

Статья 9. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов Чувашской Республики

 

Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:

Закон Чувашской Республики от 19 декабря 1997 года N 29 "Об организации работы по опеке и попечительству" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 1998, N 23);

Закон Чувашской Республики от 10 января 2001 года N 7 "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "Об организации работы по опеке и попечительству" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 2001, N 39);

Закон Чувашской Республики от 4 февраля 2008 года N 9 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об организации работы по опеке и попечительству" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 2008, N 75).

 

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Президент

Чувашской Республики

Н.ФЕДОРОВ

г. Чебоксары

6 февраля 2009 года

N 5

 

Система управления контентом
429530, с.Моргауши, ул.Мира, д.6
Телефон: 8(83541) 62-58-81, 62-2-36, 62-1-34
Факс: 8(83541) 62-1-64
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика