Более чем треть продуктов на продовольственном рынке страны – иностранного производства. Только в минувшем году объем импорта увеличился на 25% по сравнению с годом предыдущим. И, по мнению министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, уже «можно говорить о потере продовольственной безопасности страны по ряду важнейших продуктов питания».
Это картина в целом по стране. Но в отдельных регионах ситуация не так плоха – там люди потребляют преимущественно отечественные продукты. Причем речь идет о республиках и областях, отнюдь не блещущих экономическими показателями. Выступая недавно на заседании Совета Федерации, Гордеев отметил парадоксальную ситуацию: в ряде регионов устойчивая продовольственная безопасность сохраняется за счет личных подворий граждан, снабжающих продуктами население.
По некоторым оценкам, фермерские и личные подсобные хозяйства (ЛПХ) сегодня дают до 93% картофеля, 80% овощей и 51% мяса. Поэтому не случайно министр особо выделяет их в структуре агропроизводства, считая, что им должна оказываться всемерная поддержка. В частности, необходимо расширить доступ кредитных ресурсов для личных и крестьянских хозяйств, выстроить для них товарную инфраструктуру, считает Гордеев.
В значительной степени решению этих задач должна помочь предстоящая Всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая, естественно, коснется и личных подворий, которых в России насчитывается около 24 миллионов. И хотя известные писатели Ильф и Петров когда-то утверждали, что статистика знает все, в случае с ЛПХ это далеко не так.
Можно с высоких трибун сколь угодно долго говорить о том, что именно на «единоличнике» держится сельское хозяйство и надо бы ему всячески помогать, но это от этого ни экономике, ни крестьянам легче не станет. А чтобы от слов перейти к реальной поддержке, необходимо знать, в какой именно помощи нуждаются подсобные хозяйства. Обладая такой информацией, федеральное правительство и региональные власти могли бы сделать помощь по настоящему адресной и максимально эффективной. Например, выделять землю из муниципальных фондов под аренду за символическую плату, решить проблему малой механизации за счет льготных банковских кредитов, помогать владельцам подворий в приобретении ГСМ, семян, кормов, ветеринарных препаратов.
Государство могло бы также оказать содействие личным хозяйствам в сбыте продукции. Ведь далеко не у всех налажены контакты с мясокомбинатами, консервными заводами, предприятиями молочной промышленности. И куда селянину податься, кому везти свой картофель, фрукты, зелень, кур? А в каких именно дотациях нуждаются те владельцы подворий, которые продают, скажем, свою животноводческую продукцию? Полученные в ходе переписи данные позволят объективно и точно определить действенные меры помощи селу.
При этом частникам не стоит опасаться того, что вскоре вслед за переписчиками на их подворья нагрянут налоговые инспектора и обложат оброком. Как не устают повторять организаторы переписи, она не носит фискального характера. Конфиденциальность собранных в ходе опроса данных гарантирована государством и федеральным законом о ВСХП, основным принципом которого является неприкосновенность частной жизни и прав собственника.
Все сведения будут надежно защищены государством и станут распространяться только в обобщенном виде. Сама же информация положит основу для выработки эффективной политики развития села. А значит, по большому счету, – послужит укреплению продовольственной безопасности нашей страны.
По сообщениям Росстата