В некотором царстве в книжном государстве
Сценарий для проведения открытия Недели детской книги.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Позвольте поздравить вас , ваших друзей, учителей, родителей с Международным днем детской книги. И у нас с вами будет необычный праздник. К нам в гости должны прийти герои из наших любимых произведений, даже сама Королева Книга должна посетить нас.
Буратино: Привет!
Вот я всех вас и нашел!
Я на праздник к вам пришел!
Настроение на «пять»!
Можно праздник начинать!
Вы, конечно, меня узнали ? Я- Буратино. Вот услышал , что у Вас сегодня праздник и пришел- я праздники люблю.
Ведущая: Так давайте , ребята , начнем наш праздник.
Чтец: Книга!
Великое слово!
Я оду тебе пою!
Тебя от души воспеваю,
Люблю я тебя, люблю!
Чтец: Оду пою я книгам-
Не в силах я им изменить.
Они только могут в мире
На все ясный свет пролить.
Помогут мне не умереть с тоски,
Влюблен я в книгу- до гробовой доски!
Чтец: Семь чудес света создали люди в древности: величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской, исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Галикарнасский мавзолей и маяк в Александрии.
Чтец: Есть и еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Это- книга.
Чтец: С момента появления на свет человек начинает учиться. Он учится ходить , говорить, понимать мир и людей. Его учат солнечный луч и пролетевшая мимо бдбочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая книга.
Чтец: Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.
Чтец: Книга! Она ведет нас познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает нам и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и про дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует и на триста лет вперед, в будущее, и на триста лет назад, в историю.
Чтец: Обо всем на свете рассказывает книга. Ты можешь побывать в жарких странах , прогуляться по горам на Луне…
Чтец: Откроешь страницу , другую- раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко – далеко ; услышишь голоса тех , кто жил давным–давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями.
Чтец: Перелистаешь цветные картинки и увидишь, как старик тянет неводом золотую рыбку, как Робинзон Крузо строит хижину на зеленом необитаемом острове , как на лесной дороге бредет медведь на липовой ноге, на березовой клюке.
Чтец: Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей своего читателя. Ты еще знакомишься с азбукой, учишь буквы, складываешь из них слова, а книга уже знает, что придет день и час, когда ты сам откроешь ее…
Чтец: Протяни руку- и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать.
Чтец: Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу , людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу!
Чтец: Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета,
Мы без книги, как без рук,
Книга- это первый друг!
Чтец: Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает:
Учиться, работать и жить!
Со сцены уходят все, звучит музыка, входят ведущая и Буратино.
Ведущая: Как ты думаешь, Буратино, кого нам не хватает, чтобы продолжить праздник?
Буратино: Сейчас подумаю, подумаю. Думай моя деревянная голова, думай! А! Додумался. Если этот праздник юных друзей книг, то у книжек должна быть Ко-ро-ле-ва?! Да?
Ведущая: Ну, молодец, Буратино! Конечно нам нужна Королева Книг! Так давайте же , ребята, все мы позовем Королеву Книгу
Все: Ко-ро-ле-ва Книга! (3 раза)
Входит Королева Книга
Королева Книга: Здравствуйте, друзья!
О, как много собралось вас
Сегодня здесь, ребята!
Но место вижу , всем нашлось,
Хоть, может , тесновато?
Как много хорошего услышала я сегодня о себе. Спасибо! Какой чудесный праздник для меня вы сделали. Я пришла на ваш праздник и очень рада. Но пришла не одна! Встречайте!
Звучит колокольчик, и в зал вбегают герои разных книг.
Чтец: Увидеть вас в который раз
Герои книг пришли,
Свои загадки вам они
На праздник принесли!
Чтец: А ты, дружок, не зевай,
Нам поскорее отвечай:
Героя книги укажи,
Затем писателя скажи,
Названья книги не забудь
И станешь первым! В добрый путь!
Далее разыгрывается сценка по произведениям художественной литературы. Ребята должны отгадать имя автора, героя и название книги. В каждой сценке действуют свои герои.
Л. Толстой «Филиппок»
Учитель: Да кто ты? Или ты нем? Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. Кто это, ребята?
Мальчик: Костюшкин брат. Он давно просится в школу, да мать не пускает его.
Учитель: Ну, садись на лавку. А я твою маму попрошу, чтобы она пускала тебя в школу. Вот буквы. Ну-ка сложи свое имя.
Филиппок: Хве и хве ле и ли пе-о-пок.
Учитель: Молодец. Кто же тебя научил писать?
Филиппок: Костюшка. Я страсть какой бедовый, я сразу все понял.
Учитель: Ты погоди хвалиться-то. Ты поучись.
Ребята отгадывают.
А Толстой «Приключения Буратино, или золотой ключик»
Мальвина: Теперь сядьте, положите руки перед собой, не горбитесь. Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
Буратино: Неправда. Ни одного.
Мальвина: Я говорю: предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Буратино: Два
Мальвина: Подумайте хорошенько.
Буратино: Два.
Мальвина: Почему?!
Буратино: Я же не отдам этому Некто яблоко, хоть он дерись!
Ребята отвечают.
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
Учитель: Ну успокойся, вытри слезы, не нервничай. Можешь ты для начала рассказать о горизонте?
Волька: О горизонте? Это очень просто… Горизонтом, о высокочтимый учитель, называется та грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем диска Земли.
Учитель: Час от часу не легче! Как прикажешь понимать твои слова о хрустальном куполе небес: в прямом смысле или переносном?
Ученик: В переносном!(подсказывает громким шепотом)
Ребята отвечают.
Королева Книга: Молодцы, ребята! Кто много читает – тот много знает. Думаю, теперь вы не откажетесь от другого соревнования. Ну-ка, какой класс знает пословиц и поговорок, изречений о книге? Начнем.
Ребята вспоминают пословицы, поговорки.
Королева Книга: Ребята, а где можно найти любую книгу, почитать, узнать много интересного? Конечно же в библиотеке. К нам на праздник пришли библиотекари. Дадим им слово.
На сцену выходит библиотекарь районной детской библиотеки.
Чтец: Мы с книгой умней и богаче,
Нам с ней и расти, и дружить,
Она задает нам задачи
И учит, как думать и жить.
Чтец: В библиотеке столько книг!
Внимательно всмотрись-
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись!
Чтец: Стоят на полках и молчат,
Затронешь – вмиг заговорят,
Расскажут вам про все на свете-
Дружите крепко с ними, дети!
Королева Книга: Конечно, книги могут вам рассказать о многом. И, кстати сказать, о себе. Не верите? А вот послушайте.
(Стихотворение читается по ролям)
Автор: Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой:
Книга (1) Скажи мне, как твои делишки?
Автор: Одна спросила у другой.
Книга (2) Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложку вырвал с мясом.
Да что обложка! Вырваны листы.
Он делает из них кораблики, плоты…
Боюсь, на змей пойдут последних три листа,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Книга (1) Твои мне не знакомы муки-
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Хозяин мой читал меня!
Королева Книга: Вот вы сегодня говорите о нас. А что вы, например, знаете о том какой была наша прапрабабушка? Давайте послушаем книжкину историю.
Книга (1): Живем мы уже несколько тысяч лет. Но не всегда мы были такими, какими вы видите нас сейчас.
Книга(2): Печатные книги возникли не сразу.
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука,
И так продолжалось века и века.
Королева Книга: В старину люди очень ценили нас. Книги стоили дорого, так как писались от руки переписывал строку за строкой. На изготовление одной единственной рукописи уходило 5-7 лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Использовал он не шариковую ручку, а гусиное перо или острую палочку. Писал на папирусе, бересте или пергаменте- тонкой телячьей коже.
Книга(1): А еще раньше были узелки на веревке, связка бамбуковых палочек, глиняные дощечки
Книга(2): Без людей, без друзей в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Перепишет всего пару книг
И глядишь – уже дряхлый старик.
Книга(3): Переписанные листы украшались рисунками, одевались в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На переплетах делалось тиснение. На обложки помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит».
Книга(4): Книга стоила очень больших денег. Ее одну можно было обменять на табун коней, стадо коров, на собольи шубы. И все-таки книга ценилась не за украшения, а за то, что в ней написано. С благоговением люди произносили фразу «книжный свет».
Книга(5): Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибели при нашествии врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надежные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги.
Книга(1): Много веков прошло, прежде чем изменился вид книги и она приобрела привычный для вас облик: с обложкой и страницами. Теперь книги создают печатные машины. Каждую секунду в мире появляется около 45 книг, из них 7-8 для детей .
Королева Книга: Чтобы родилась книга, трудятся лесорубы и сплавщики, писатели и художники, редакторы и корректоры, наборщики и печатники и т. д. Много усилий требуется от них, чтобы книга стала красивой, интересной и прослужила долго. Берегите книги, ребята, не рвите, не пачкайте.
Каждому это должно быть понятно:
Книгу любите, храните всегда,
Чтобы новой ее сохранить на года!
Буратино: А сейчас, ребята, мы проверим хорошие ли вы читатели. Ребята, вы должны ответить на вопросы Королевы Книги.
У семи братьев гномов жила сестра. Как ее звали?
Назовите сказочных героев:
обладательница хрустальных туфелек (Золушка)
самая холодная и жестокая (Снежная Королева)
самая добрая и маленькая (Дюймовочка)
самый веселый, в меру упитанный, в расцвете сил, лучший в мире поедатель варенья (Карлсон)
лучшие друзья Белоснежки (Гномы)
Какие цветы собрала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)
Кто автор сказки «Айболит»? (К. Чуковский)
Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркало)
Из чего Фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)
Как звали поросят из сказки «Три поросенка» (Ниф-ниф, Наф-наф, Нюф-нюф.)
Молодцы, ребята!
Чтец: Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом , ни о новом
Мы не знали б ничего!
Чтец: Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей?..
Чтец: Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Чтец: Нет твоей любимой книжки-
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Чтец: Нет нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Чтец: От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша-
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Чтец: Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Чтец: Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
Чтец: И она в любые страны
Через все века пройдет,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Чтец: Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской-
Начиная с Букваря!
Королева Книга: Я очень довольна вами . Вы много знаете!
Библиотекарь: Наши ребята много читают. Позволь, уважаемая Королева Книга, в этот праздничный день назвать имена лучших читателей библиотеки и вручить им на память небольшие сувениры.
Чтец: Сколько звезд в небесах,
Сколько шишек в лесах,
Сколько капель в Неве-
Столько книг на Земле!
Чтец: Под российским небосводом
Книгу любят и хранят!
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят!
Чтец: Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь ,набирайтесь ума!
Чтец: Пусть много детвора читала,
Пускай тут каждый – эрудит,
Чудесных книг еще не мало
Прочесть вам в жизни предстоит:
Чтец: Про подвиг, труд и про ученье,
Полет стремительной мечты,
Про дерзновенное свершенье
И штурм небесной высоты!
Королева Книга: Ну вот, друзья, и подошло время расставаться, а на прощание хочется сказать:
Закончен праздник. Он у нас
Рассчитан на один лишь час.
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
Звучит музыка.