История финансовой службы района неразрывно связана с историей развития Сундырского, затем и Моргаушского района, и берет она свое начало еще с двадцатых годов прошлого столетия. Развитие финансовой службы района проходило в разные периоды не только с учетом социально-экономической, но политической обстановки в стране, реальными потребностями текущего момента. К сожалению, в архивных документах о ней имеются чрезвычайно скудные сведения. В 1925 году Сундырский фининспекторский участок относился к Чебоксарскому уездному финансовому отделу, которых в только что образованной Чувашской АССР было 5 (Батыревский, Цивильский, Чебоксарский, Ядринский и Ново-Алатырский). В те времена районный бюджет утверждал Чебоксарский уездный финансовый отдел, а фининспекторский участок занимался начислением и взиманием налогов и сборов с населения и предприятий, учетом начисленных сумм налогов, продавал облигации, выдавал патенты, оплачивал расходы местного бюджета. Местный бюджет назывался бюджетом райисполкома. Особенностью составления бюджета райисполкома во второй половине 20-х годов прошлого столетия являлось то, что бюджет формировался на квартал. В дальнейшем на год, причем финансовый год не совпадал с календарным и начинался с 1 октября. Отмечалась острая потребность в квалифицированных специалистах со стажем финансовой работы.
Датой образования самостоятельного финансового органа в районе можно считать октябрь 1927 года. Приказом Сундырского райисполкома от 1 октября 1927 года пять человек были назначены на должности первого налогового работника, бухгалтера, кассира, счетовода и фининспектора финансового отдела Сундырского райисполкома. Первым заведующим райфо был назначен Васильев В.В., проработавший на этой должности до февраля 1929 года.
В тридцатых годах прошлого столетия работа Сундырского финансового отдела была нацелена на выполнение задач, поставленных пятилетними планами. Специалисты финансового отдела контролировали движение финансовых средств, вели кредитную и страховую работу. Вводились должности налоговых агентов, которые закреплялись по каждому сельсовету и отвечали за мобилизацию доходов с населения, колхозов, кооперации. На 1 октября 1938 года в штате финансового отдела состояло 40 человек, из них 25- налоговые агенты. Нужно отметить, что, судя по архивным материалам, в те времена применялись весьма жесткие меры дисциплинарных взысканий за незначительные, по современным представлениям, провинности. Например, за опоздание на 10-15 минут на обучающие занятия налоговых агентов из сельских советов (при полном отсутствии какого- либо транспорта) в лучшем случае объявлялся выговор, в худшем – увольнение с передачей дела в суд. Веским основание для увольнения были «связь с попом и крещение ребенка». Поощрения работников за хорошую работу и перевыполнение плана сбора доходов были реже, но выражались они в виде денежных премий и путевок в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (позже - ВДНХ). Заработная плата налоговых агентов составляла в те времена 150-180 руб. в месяц, заведующего райфо 400-600 руб., налоговых и бюджетных инспекторов, бухгалтера 250-350 руб., конюха - кучера 140 руб., технички 57 руб. Все должности, кроме технички, в довоенный период замещали мужчины. Руководили финансовым отделом те времена Кузнецов П. С. (с февраля 1929г. по март 1930г.), Соловьев (с марта 1930г. по октябрь 1931г.), Ухов Евгений (1932 год). Продолжительный период проработали на этой должности Калинин Антип Трифонович (с 1932 по 1938 год) и Смирнов Михаил Герасимович (с 1938 г. по 1941 год).
С началом Великой Отечественной войны многие опытные финработники с оружием в руках пошли защищать Родину. По пожелтевшим страницам нескольких сохранившихся книг приказов и ведомостей по выплате заработной платы можно проследить как в годы войны специалисты райфо увольнялись в связи с уходом на фронт. Уже 24 июня 1941 года 18 работников финансового отдела Сундырского райисполкома были мобилизованы в РККА (Рабоче-крестьянскую Красную Армию). На поредевший отдел были возложены задачи по дополнительному изысканию доходов, размещению военных займов, обеспечению выполнения плана мобилизации средств для своевременного финансирования нужд фронта и социальных потребностей района. В это непростое для страны время к работе в финансовом отделе были привлечены женщины и девушки, в том числе и те, кто волею судьбы в те времена оказался в нашем районе и в 1944-45 годах «отбыли по месту рождения и проживания». В 1942- 1945 годах в райфо работали женщины с несвойственными для наших мест фамилиями: Келлер Лидия Филипповна, Грибова З., Петельникова А. Г., Шидловская А. Ф. В период Великой Отечественной войны заведовали финансовым отделом Коротков Гаврил Степанович, Смирнов Иван Анисимович, Патеев Иван Егорович, Гаврилов П. Г., Чумаков Порфирий Федорович, Гаврилов Степан Петрович.
После демобилизации из рядов РККА в 1945 году Смирнов Михаил Герасимович продолжил работу в финансовом отделе в должности заведующего вплоть до начала 50-х годов. Его преемником был Свешников Николай Евдокимович. В пятидесятые годы финансовому отделу было также вменено в обязанности сбор с населения натуральных поставок для нужд государства — мяса, молока, масла, шерсти, яиц, картофеля.
Произошедшие в 60-х годах изменения в партийном руководстве народного хозяйства и организационные перестройки в системе местных Советов повлекли образование Моргаушского района в нынешних границах и изменение названий органов власти и их структурных единиц. Однако это не повлекло изменений функций финансового отдела.
По бюджетам различных лет можно изучать историю развития государства и общества. В сухих цифрах годовых отчетов читаются приоритеты государственной политики, ее цели и задачи. Основная цель дефицитных бюджетов 20-х -30-х годов – нормализовать жизнедеятельность района, организовать работу больницы, фельдшерских пунктов, магазинов, бань, изб- читален, отремонтировать школы. Больше всего средств направлялось на народное образование - 45-48% расходов, здравоохранение – 11-15%, содержалась за счет бюджета агрономическая, зоотехническая и ветеринарная сеть района, охрана общественного порядка, коммунальное хозяйство, выплачивались пенсии и пособия. Бюджеты советского времени были стабильными и бездефицитными, основные поступления – дотации, налоги с прибыли и с оборота, подоходный налог с населения, основные плательщики – сельскохозяйственные и промышленные предприятия, организации потребкооперации. Приоритеты расходов те же – сфера образования и здравоохранения, народное хозяйство.
В сухих цифрах отчетов труд верных финансовой службе людей, специалистов и профессионалов. Много лет проработали в финансовом отделе Тихонова Н.С., Мастерова Л. В., Ярикова В. С., Тимофеева Л. В., Дмитриева Г. Т., Ланцев Н. В. и многие другие. Более 20 лет трудятся Ланцева Н. М., Данилова Н.А., более 10 лет - Ефимова Ж. В., Кириллова В. М., Белова И. Г., 18 лет работает водителем служебной автомашины Шулдрин Н. С.
Особая гордость – люди, возглавлявшие Моргаушский финансовый отдел. Служба в финансовых органах стала для них делом всей жизни. О них – отдельное слово, светлая память ушедшим, почет и уважение здравствующим. В разные годы районным финансовым отделом заведовали настоящие профессионалы, грамотные и дальновидные руководители. Благодаря в том числе и их опыту и профессионализму развивалась и крепла экономика нашего района.
13 лет с марта 1964 года по июнь 1977 года возглавлял финансовый отдел Моргаушского районного Совета народных депутатов Георгий Степанович Григорьев.. Почти столько же - с июня 1977 года по февраль 1985 года - в должности заврайфо работал Геннадий Леонтьевич Леонтьев, уроженец Аликовского района, оказавшийся в нашем районе по направлению Министерства финансов Чувашской АССР. Почти весь 1985 год заведовала отделом Елена Николаевна Степанова.
В феврале 1986 года на должность руководителя финансового отдела была назначена Нина Андреевна Константинова, заведовавшая отделом до 1995 года. Время ее работы совпало с началом перестройки, распадом страны, разрывом экономических связей. Это был сложный период становления новых социально-экономических отношений, которые потребовали от финансистов 90-х годов титанических усилий, профессионализма, порой неординарных подходов в решении финансовых проблем. Время показало, что экономический прогноз и политическая воля руководства были верными. Ныне Константинова Н. А. является руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике.
Более 36 лет посвятила работе в финансовых органах района Валентина Амвросиевна Иванова, прошедшая путь от старшего экономиста по госдоходам до назначения ее в 1995 году на должность заведующего финансовым отделом администрации района. Под руководством Ивановой В. А. финансовый отдел перешел на казначейскую систему исполнения бюджета, пережил все перепитии реформ. Многие нынешние финансисты поправу считают ее своим учителем, мудрым наставником, привившим базовые ценности профессии. Преемственность поколений обеспечивалась в любые времена. Всегда финансовый орган района возглавляли профессионалы, глубоко преданные своему делу.
В настоящее время в финансовом отделе администрации Моргаушского района работает дружный и сплоченный коллектив, возглавляемый с 2006 года Ренатой Иосифовной Ананьевой. В штате отдела 14 специалистов, имеющих высшее образование, соответствующее профилю и занимаемым должностям. Коллектив достаточно молодой, средний возраст работников 32 года, и каждый стремится к основательному изучению и постижению своего дела, усердно работая, не считаясь с личным временем. За полтора десятка лет на наших глазах и при нашем участии произошли коренные изменения в бюджете, в стиле и методах работы. Финансовый орган перешел в состав органа местного самоуправления. Появилась новая бюджетная классификация – из тоненькой брошюрки она превратилась в целый том с разделами, подразделами, статьями, подстатьями.
Финансовый отдел, работая в соответствии с современными требованиями, в своей работе достиг определенных результатов. В 2010 г. по итогам III Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» администрация Моргаушского района Чувашской Республики была удостоена Диплома I степени. В 2011 году по итогам IV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» администрация Моргаушского района была награждена Почетной грамотой в одной из номинаций. За 2008- 2009 годы минимизирован наличный денежный оборот, который сейчас не превышает 0,3-0,4% кассовых расходов бюджета района. В соответствии с планом- графиком Минфина Чувашии ведутся работы по интеграции информационных потоков составления и исполнения бюджетов муниципальных образований.
Рост доходов за последние годы позволил реализовать намеченные планы развития и благоустройства территории района. Ведутся капитальные ремонты муниципальных учреждений, исполняются муниципальные целевые программы (в области образования, обеспечения экологической безопасности, молодежной политики, безопасности жизнеобеспечения), выделяются субсидии на приобретение жилья молодым семьям и производятся многие другие расходы, существенно улучшающие материально-техническую базу учреждений и качество оказания муниципальных услуг жителям района.
Сегодня, как и в любые времена, финансовая жизнь кипит и бурлит, но, несмотря на новые веяния, задачи финансовой системы на современном этапе развития страны остаются прежними: собрать доходы по максимуму и обеспечить их эффективное расходование. А изменения заключаются лишь в новых технологиях, позволяющих ускорить обработку информации, повышать степень её надёжности и достоверности.
Поздравляю коллег с наступающим профессиональным праздником и 85- летием финансовой службы района. Желаю всем крепкого здоровья, оптимизма, уверенности, хорошего настроения, радости от общения с близкими людьми и коллегами.
07.09.2012 г. Р. И. Ананьева,
начальник финансового отдела администрации Моргаушского района