Стратегия социально-экономического развития Моргаушского района до 2020 года.
Введение.
Разработка и принятие Стратегии социального и экономического развития Моргаушского района Чувашской Республики до 2020 года (далее – Стратегия) продиктованы необходимостью определения общей идеологии устойчивого развития района и определения наиболее приоритетных и перспективных направлений деятельности.
Главной целью Стратегии является создание качественной среды в Моргаушском районе, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.
Благоприятные условия для жизни населения понимаются как возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение нормальных экологических стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская среда рассматривается, как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.
Основная идея улучшения системы планирования социально-экономического развития в районе состоит в том, что текущее планирование - годовое бюджетное и отраслевое - должно базироваться на среднесрочных (долгосрочных) планах, разработанных на основе стратегических целей. Стратегия имеет системный характер, объединяя в рамках единой идеи отдельные блоки по реформированию секторов и отраслей. Стратегия определяет принципы и приоритеты, необходимые при принятии решений по конкретным проектам развития экономики и социальной сферы.
Стратегия должна реализовать на уровне района основные положения Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года в едином экономическом и правовом пространстве.
Настоящая Стратегия разработана в соответствии с основными положениями Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, Комплексного плана реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, Концепции инновационного развития Чувашской Республики, Республиканской комплексной программы ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005 – 2010 годы, с учетом ежегодных посланий Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики и приоритетных национальных проектов.
I. Оценка потенциала социально-экономического развития муниципального образования.
1.1.Современная социально-экономическая ситуация в муниципальном образовании.
Моргаушский район расположен на северо-западе Чувашской республики и входит в восточную часть нечерноземной зоны Европейской части России. Граничит с Чебоксарским, Красноармейским, Аликовским и Ядринскими районами Чувашской Республики, а также Горномарийским районом Марий-Эл.
Территория района составляет 845,34 кв. км земли, в т.ч. сельскохозяйственного назначения - 630 кв. км, из них пашни - 493 кв. км.
В районе расположено 177 населенных пунктов, 16 сельских поселений.
Численность зарегистрированного на территории района населения составляет 36,9 тыс. человек. Плотность населения — 43,7 чел. на 1 кв. км. Современная демографическая ситуация в районе характеризуется процессом естественной убыли населения, связанной с ростом смертности.
Моргаушский район имеет выгодное географического положение. Районный центр с. Моргауши находится в 47 км от столицы Чувашской Республики города Чебоксары. Район имеет благоприятное транспортное расположение. Через территорию района проходит трасса федерального значения: Москва – Казань. На севере района протекает река Волга. В районном центре сосредоточено 8,6 % от всего населения района - 3171 человек.
В районе имеются: 32 дневных общеобразовательных школ, из которых 14 средних, 12 основных, 1 лицей, 4 начальных школ - детских садов; 14 детских садов; 57 клубов и Домов культуры, 39 библиотека, из них 30 - модельных; 2 районные больницы, 7 отделений врача общей практики, 38 фельдшерско- акушерских пунктов; 26 спортивных залов.
Моргаушский район преимущественно является сельскохозяйственным. На территории района сельскохозяйственным производством заняты 22 сельскохозяйственных предприятий, 67 крестьянских (фермерских) хозяйств, 13320 личных подсобных хозяйств. На долю личных подсобных хозяйств в районе за последние годы приходится значительные объемы производства сельскохозяйственной продукции. В личных подсобных хозяйствах производятся до 65% картофеля, 95% овощей, 53% мяса, 74% молока.
Имеется 15 промышленных и обслуживающих предприятий, 2 районных потребительских общества.
В районе трудоспособных – 18140 человек, учащихся в школах- 4420, количество детей в садиках-1275, пенсионеров- 10169 человек.
Положительными темпами роста характеризуется динамика промышленного производства, оборота розничной торговли, инвестиций в основной капитал и объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда. Идет рост реально располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы.
Наряду с позитивными сдвигами в социально-экономическом развитии района продолжают действовать негативные, сдерживающие факторы, остаются нерешенными многие проблемы.
Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития Моргаушского района в 2006 году
Наименование
|
Показатель
|
абсолютный
|
среднедушевой (удельный)
|
единица измерения
|
по муниципальному образованию
|
по
Чувашии
|
Доля муниципального образования, %
|
единица измерения
|
по муниципальному образованию
|
по
Чувашии
|
отношение показателя по муниципальному образованию к показателю по Чувашии
|
Территория
|
тыс. км2
|
0,845
|
18,3
|
4,6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Численность постоянного населения (среднегодовая)
|
тыс. человек
|
36,7
|
1289,2
|
2,9
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (ОКВЭД)
|
млн. рублей
|
315,3
|
70291,7
|
0,45
|
на душу населения, рублей
|
8591,3
|
54523,2
|
-45931,9
|
Продукция сельского хозяйства
|
млн. рублей
|
1156,6
|
15750,6
|
7,34
|
на душу населения, рублей
|
31515,0
|
12217,3
|
+19297,7
|
Инвестиции в основной капитал
|
млн. рублей
|
353,5
|
26548,9
|
1,33
|
на душу населения, рублей
|
9632,2
|
20593,3
|
-10961,1
|
Ввод в эксплуатацию жилых домов (общая площадь)
|
тыс. м2
|
26,9
|
854,5
|
3,15
|
на душу населения м2
|
0,73
|
0,66
|
+0,07
|
Оборот розничной торговли
|
млн. рублей
|
545,3
|
37048,1
|
1,47
|
на душу населения, рублей
|
14858,3
|
28737,3
|
-13879,0
|
Доходы консолидированного бюджета
|
млн. рублей
|
234,8
|
19171,9
|
1,22
|
на душу населения, рублей
|
6380,4
|
14871,2
|
-8490,8
|
Численность зарегистрированных безработных (на конец года)
|
человек
|
82
|
11871
|
0,69
|
уровень зарегистрированной безработицы, %
|
0,38
|
1,45
|
-1,07
|
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума
|
тыс. человек
|
|
0,26
|
|
уровень бедности, % от общей численности населения
|
|
20,3
|
|
Денежные доходы в месяц
|
рублей
|
1812
|
-
|
-
|
на душу населения, рублей
|
1812
|
5241,6
|
-3429,6
|
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
|
рублей
|
3793,7
|
-
|
-
|
одного работника, рублей
|
3793,7
|
6436,7
|
-2643,0
|
Средний размер назначенных пенсий
|
рублей
|
2554
|
-
|
-
|
одного пенсионера, рублей
|
2554
|
2530
|
+24
|
Естественная убыль населения
|
человек
|
-298
|
-5608
|
5,31
|
коэффициент естественного прироста населения, человек на 1 тыс. населения
|
-8,1
|
-4,3
|
+3,8
|
1.2. Основные проблемы: экономические, социальные, экологические.
Основными характерными проблемами, отражающими специфику социально-экономического развития Моргаушского района являются:
- Высокий уровень дотационности бюджета Моргаушского района. Так, в 2007 году собственные доходы бюджета района составили 13,0 % к общим доходам, бюджетная обеспеченность на душу населения – 9,7 тыс. рублей.
- Отсутствие высокотехнологичных производств.
- Низкая инновационная привлекательность, обеспеченность высококвалифицированными управленческими кадрами. Структура производственного потенциала не является оптимальной, на предприятиях промышленности и сельского хозяйства технологический уклад устаревший, само техническое оснащение характеризуется изношенностью. Имеющиеся производственные мощности на предприятиях используются не в полной мере.
- Низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, особенно сельскохозяйственной.
- Отсутствие рынка земли.
- Невысокий уровень транспортной инфраструктуры.
- Недостаточное развитие информационных технологий.
- Обеспечение населения района качественной питьевой водой, обновление сети водопроводов.
- Недостаточность развития предпринимательской деятельности: доля занятых работников в малом предпринимательстве района составляет 12,5 % (в среднем по России - 15,1%).
- В районе 41% малых предприятий заняты в сфере торговли, 27% - в промышленности, 15% - в строительстве, 12 % - в сфере услуг и 5% - в других отраслях. Необходимо повысить долю занятых в промышленности, строительстве, сфере услуг, сельском хозяйстве и переработке сельскохозяйственной продукции.
- Необходимость существенного подъема уровня производства сельскохозяйственной продукции. Решение вопроса частичной или полной переработки сельскохозяйственной продукции.
- Повышение уровня развития предприятий сферы обслуживания, качества предоставляемых социальных благ и услуг.
- Повышение уровня доходов населения.
- Повышение уровня здоровья населения, снижение смертности.
- Решение вопроса утилизации бытовых отходов.
3. Сравнительные конкурентные преимущества муниципального образования
Таблица 3
Анализ социально-экономического развития муниципального образования (сильные и слабые стороны)
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Удобное географическое положение, близость к столице Чувашской Республики г. Чебоксары, важнейшим железнодорожным, водным и автомобильным магистралям.
|
Дотационность бюджета района, зависимость от финансовой поддержки из федерального и республиканского бюджетов. Низкая бюджетная обеспеченность.
|
Наличие избыточной рабочей силы.
Высокая самозанятость и экономическая активность населения. Высокий потенциал трудовых ресурсов.
|
Изношенность материально-технической и недостаточная сырьевая базы агропромышленного комплекса.
Относительно низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве.
Нехватка кадров сельского хозяйства.
|
Наличие свободных производственных площадей, возможных для развития экономики района.
Наличие природных ресурсов, которые могут служить сырьевой базой (рыбные ресурсы, глины для производства кирпича).
|
Появление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
Снижение плодородия почв.
|
Гарантированная возможность агропромышленного комплекса в обеспечении потребностей населения района в основных продуктах питания.
|
Значительный износ основных фондов на промышленных и обслуживающих предприятиях
|
Благоприятные условия для отдыха и оздоровления жителей и гостей района
Благоприятные экологические условия, артезианское водоснабжение.
|
Невысокий уровень транспортной инфраструктуры
Изношенность инженерной инфраструктуры.
|
Развитая сеть культурно-развлекательных, спортивных организаций.
Высокий интерес населения к массовой физкультуре и спорту.
|
Низкая инновационная привлекательность.
|
Проведение политики информационной открытости.
|
Отток активной части населения.
Скрытая безработица
|
Возможности
|
Угрозы
|
Благоприятные условия для активного проведения социально-экономических преобразований, условия для развития бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности района
|
Недостаточный уровень финансовой самостоятельности в решении проблем социально-экономического развития района.
|
Возможность размещения высокотехнологичных производств, конкурентоспособность по стоимости выпускаемой продукции.
|
Усиление отставания в техническом развитии производства, снижение его эффективности.
Снижение уровня притока специалистов в сельское хозяйство
|
Наличие условий для освоения передовых технологий на предприятиях района.
Возможность оптимизации бюджета по доходам и расходам.
|
Снижение объемов производства и уровня потребления населением основных продуктов питания, ухудшение здоровья.
|
Удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, улучшение финансового состояния и рост конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей
|
Дефицит квалифицированных кадров в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
|
Возможность организации курортной зоны.
Развитие туристического комплекса, укрепление материально - технической базы физической культуры и спорта, условий для формирования здорового образа жизни населения.
|
Неустойчивое функционирование жилищно–коммунального хозяйства, снижение уровня обеспеченности населения жилищно – коммунальными услугами, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.
|
Снижение преступности.
Повышение качества образования и уровня успеваемости учащихся.
|
Увеличение площадей неиспользуемых земель.
|
Развитие рынка современных услуг связи, обеспечение доступа населения к информационным ресурсам, условий для расширения деловых связей
|
Снижение уровня доходов сельского населения
|
II. Миссия и стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципального образования
2.1. Миссия органов местного самоуправления.
Администрация Моргаушского района должна разрабатывать и реализовывать меры, направленные на повышение качества жизни населения и создание благоприятных условий жизни населения на территории района:
- разрабатывать и реализовывать комплексную программу социально-экономического развития района, прогнозы социально-экономического развития агропромышленного сектора района, перспективные программы жилищного строительства;
- создавать необходимые условия для формирования инновационной среды;
- проводить на территории района активную социально-экономическую политику, способствующую расширению налогооблагаемой базы и увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, повышению собираемости налоговых поступлений;
- разработать и реализовывать меры по развитию налогового и промышленного потенциала района;
- обеспечить целевое использование бюджетных средств;
- обеспечить проведение целенаправленной работы с организациями и субъектами малого предпринимательства с целью наиболее полного поступления налоговых платежей и недопущению недоимок;
- содействовать реформированию, финансовому оздоровлению, интеграции и кооперации организаций;
- создавать необходимые условия для формирования конкурентной среды и ускоренного развития малого и среднего предпринимательства, расширении потребительского рынка;
- принимать меры по увеличению объемов сельскохозяйственного производства и созданию необходимых организационных, экономических и социальных условий для повышения эффективности работы организаций агропромышленного комплекса всех форм собственности, а также личных подсобных хозяйств граждан;
- проводить мониторинг состояния выплаты заработной платы и уровня жизни населения;
- принимать меры по недопущению задолженности по выплате заработной платы;
- разработать и реализовывать меры по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров во всех сферах деятельности;
- принимать меры по сохранению и эффективному использованию объектов социально-культурной сферы на территории района, расширению и повышению качества оказываемых социальных и культурных услуг населению, созданию условий для реализации творческого потенциала молодежи;
- должна обеспечить предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, развитие дошкольного и дополнительного образования;
- обеспечить целевое использование средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов;
- формировать муниципальный заказ на оказание населению района бесплатной медицинской помощи;
- осуществлять оптимизацию объемов медицинской помощи с учетом повышения роли первичной медицинской помощи и общеврачебной практики как ее ключевого звена;
- обеспечить долевое финансирование республиканских целевых программ в области здравоохранения;
- обеспечить в полном объеме финансирование и реализацию мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, защиту прав и интересов граждан пожилого возраста и инвалидов, решение социально-экономических проблем молодежи
- обеспечить выполнение мероприятий по ресурсо-, энергосбережению на территории района;
- организовывать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов
2.2. Система стратегических целей и задач.
Общая стратегическая цель развития Моргаушского района - достижение высокого качества жизни населения и создание благоприятных условий жизни населения на территории района путем достижения статуса высоко развитого сельскохозяйственного, промышленного, торгового, культурного района с качественной муниципальной средой, развитым промышленным потенциалом и инфраструктурой, обеспечивающей благоприятные условия для экономической деятельности.
Благоприятные условия для жизни населения – возможность полноценной занятости, получение высоких и стабильных доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение экологических стандартов жизни; формирование благоприятной предпринимательской среды, обеспечивающей необходимую устойчивость общества, способствующей сокращению дифференциации населения по уровню доходов.
Основные целями развития района являются:
- создание основ финансовой устойчивости реального сектора экономики и агропромышленного комплекса района;
- повышение качества жизни населения Моргаушского района темпами не ниже среднереспубликанских;
- обеспечение всестороннего развития личности на основе образования, культуры, здравоохранения, здорового образа жизни, соответствующих условиях труда;
- забота о малообеспеченных категориях граждан;
- рост благосостояния и платежеспособного спроса населения;
- эффективное использование всех возможностей и ресурсов, которыми располагает район, последовательное формирование динамично развивающейся экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- создание условий для роста реальных денежных доходов в целях повышение уровня жизни населения района;
- обеспечение трудовых и социальных гарантий;
- поддерживание стабильного положения в финансовой политике, принятие реальных бюджетов;
- улучшение охраны здоровья населения, формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта;
- повышение уровня благоустройства и жизнеобеспечения населенных пунктов, создание необходимых условий для осуществления экономической деятельности и притока инвестиций с приоритетным направлением ресурсов на строительство дорог, объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы (школ, больниц, объектов социального обеспечения);
- поддерживание и укрепление кадрового потенциала района;
- повышение энергоэффективности отраслей экономики, внедрение инновационных разработок и технологий энергосбережения;
- повышение уровня защиты окружающей среды;
- осуществление налоговой реформы в части местных налогов;
- решение проблемы неплатежей;
- создание благоприятного климата для инвестиций в экономику района;
- создание условий для стабилизации финансового положения в аграрной сфере на основе устойчивого роста уровня производства сельскохозяйственной продукции;
- реформирование жилищно–коммунального хозяйства.
2.3. Приоритетные направления развития и ожидаемые результаты:
В промышленности:
- создание эффективно действующих и высокопроизводительных производств на базе имеющихся баз предприятий ОАО "Моргаушавтотехсервис" до 2015 г., ОАО «Сундырского ремтехпредприятия» до 2018 года путем вхождения в составы и организации совместных производств с ведущими промышленными предприятиями республики и федерации;
- строительство и увеличение мощностей предприятий, выпускающих продукцию для строительной индустрии, стройматериалов в с.Б.Сундырь, на территории Юнгинского, Ярабайкасинского сельских поселений;
- дальнейшее развитие производства спецавтоприцепов и фургонов посредством организации их выпуска по новейшим технологиям с улучшенными характеристиками и принципиально новой конструкции;
- внедрение в производство и организация выпуска продукции на уровне требований международных стандартов качества ISO 9000.
В агропромышленном комплексе:
- Завершение финансового оздоровления сельхозпредприятий, их объединение в 6-8 крупных производств с привлечением крупных инвестиций.
- Развитие и стимулирование работы малого бизнеса в сельском хозяйстве, повышение его эффективности и конкурентоспособности, создание широкой сети потребительских кооперативов с производством до 30% от общего объема.
- Развитие и совершенствование работы 5 племенных и 3 семеноводческих хозяйств с применением мировых достижений.
- Создание не менее 2 новых и техническое перевооружение предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
- Решение кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства, увеличение доходов населения, занятого в сельскохозяйственном производстве – 5-8 раз.
- Развитие рыбоводства, коневодства, кролиководства, овцеводства.
На потребительском рынке:
- Рост обеспеченности населения высококачественными видами услуг в 3-4 раза.
- Обновление и совершенствование всех видов, форм оказываемых услуг.
- Внедрение системы самообслуживания.
- Сокращение различий в видах, качестве и стоимости услуг, оказываемых в городской и сельской местности.
В строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве:
- Строительство полигона ТБО.
- Обустройство санкционированных свалок во всех деревнях района.
- Организация сбора отходов синтетических материалов для последующей переработки в строительные материалы (кровельный и теплоизоляционный).
- Завершение проектирования и строительства объектов водоснабжения и очистных сооружений в д.Тренькино, д.Ярославка, д.Ярабаи и Юськасы.
- Модернизация объектов инженерной инфраструктуры.
- Строительство дорог до и по сельским населенным пунктам.
- Внедрение новой технологии строительства современных быстровозводимых жилых домов.
- Завершение строительства ФСК с бассейном в с. Моргауши.
В образовании:
- Предоставление дистанционных форм обучения для учащихся в целях реализации «Концепции профильного обучения».
- Внедрение и развитие экстернатных форм обучения для учащихся.
- Обновление информационно-коммуникационных ресурсов в соответствии с современными требованиями.
- Строительство спортивного зала в Юнгинском образвательно-культурном центре.
- Строительство Панклейской и Кашмашской основных общеобразовательных школ.
- Привлечение профессиональных групп и широкой общественности к задачам развития сферы образования и подготовки кадров.
- Индивидуализация образовательного процесса.
- Доведение охвата дошкольным образованием до 100 %.
-
В здравоохранении:
- Развитие первичной медико-санитарной помощи на основе совершенствования деятельности общеврачебной практики и формирование преимущественно профилактического направления работы.
- Проектирование и строительство нового здания поликлиники Моргаушской ЦРБ.
- Повышение эффективности использования стационаров на основе дифференциации коечного фонда и четкого разделения лечебно-диагностического процесса до степени готовности.
- Стимулирование мотивации работников здравоохранения к улучшению качества медицинской помощи и профессиональному росту.
- Внедрение системы стандартизации в здравоохранении, систем управления качеством в медицинских учреждениях.
В сфере развития культуры:
- Гармоничное развитие личности и реализация ее конституционных прав на доступ к достижениям отечественной и мировой культуры и участие в культурной жизни. Для этого планируется:
1) Создание в районе 16 базовых культурно-досуговых центров в каждом сельском поселении, оснащенных современной свето-, звукоаппаратурой, компьютерным оборудованием, музыкальными инструментами.
2) Реконструкция зданий Моргаушского Дома культуры под культурно- досуговый центр и Моргаушской центральной библиотеки под Межпоселенческую центральную библиотеку.
- информатизация библиотечного дела, обеспечение необходимой динамики обновления книжных фондов библиотек и увеличение доли поступления новых изданий в единый книжный фонд общедоступных публичных библиотек. Для этого планируется:
1) Организация работы библиобуса при Моргаушской межпоселенческой центральной библиотеке, оснащенного современным техническим оборудованием.
- 1) Реэкспозиция районного историко-краеведческого музея под Музей верховых чувашей с созданием подворья.
2) Закладка яблоневого сада в парке Н.В. Никольского и организация разведения карпов в пруду д. Юрмекейкино, на родине Н.В. Никольского.
3) Создание Аквапарка – детского развлекательного центра за физкультурно-спортивным комплексом в с. Моргауши.
4) Создание туристического маршрута «Чебоксары – Юрмекейкино» с остановкой в с. Моргауши (Музей верховых чувашей, Аквапарк).
5) Создание туристическо- досугового центра в с. Ильинка до 2011 года.
- Доведение охвата детей дополнительным образованием до 20 % за счет открытия структурных подразделений в Тораевском, Юнгинском, Сосновском образовательно-культурных центрах и открытие отделений компьютерной графики, моделирования костюмов, эстрадного вокала, спортивных танцев.
В сфере развития информатизации:
- Подведение оптоволоконного канала связи до каждого сельского поселения.
- Развитие местного районного телевидения в дециметровом диапазоне вместо эфирного радио.
Приложение 1
Система стратегических целей и задач
Цель 1. Повышение уровня и качества жизни населения
№
п/п
|
Показатели
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2015 г.
|
2020 г.
|
|
Задача 1.1. Повышение материального благосостояния
|
|
Реальная заработная плата по сравнению с 2006 годом, %
|
100
|
110,0
|
125,0
|
136,0
|
146,0
|
200,0
|
250,0
|
2.
|
Уровень зарегистрированной безработицы, %
|
0,38
|
1,2
|
1,2
|
0,75
|
0,80
|
0,80
|
0,85
|
|
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв.м. на конец года
|
22,8
|
22,6
|
23,0
|
23,3
|
23,5
|
24,0
|
25,0
|
|
Обустройство жилищного фонда, %:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
водопроводом
|
36,0
|
38,0
|
38,0
|
38,1
|
38,2
|
38,5
|
39,0
|
|
канализацией
|
27,6
|
27,9
|
28,0
|
28,1
|
28,3
|
28,5
|
29,0
|
|
горячим водоснабжением
|
20,5
|
20,5
|
20,6
|
21,0
|
21,5
|
21,8
|
26,0
|
|
Задача 1.3. Повышение обеспеченности населения основными видами качественных и безопасных услуг
|
|
Производство услуг на 1 жителя, рублей
|
3253,4
|
3875,3
|
3145,4
|
3575,7
|
4080,9
|
7027,0
|
12176,0
|
|
Задача 1.4. Развитие интеллектуального потенциала и обеспечение доступности качественного образования
|
|
Удельный вес детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, %
|
61,3
|
61,8
|
71
|
72
|
75
|
80
|
85
|
|
Число учащихся в расчете на 1 персональный компьютер в общеобразовательных учреждениях, человек
|
18,0
|
14,0
|
13
|
11
|
10
|
8
|
7
|
|
Задача 1.5. Улучшение состояния здоровья населения и развитие здорового образа жизни
|
|
Число врачей общей практики, человек
|
8
|
11
|
13
|
15
|
18
|
18
|
18
|
|
Охват населения обслуживанием по принципу общеврачебной (семейной) практики, %
|
40
|
56
|
70
|
90
|
100
|
100
|
100
|
|
Младенческая смертность, промилле
|
13,6
|
9,4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
Задача 1.6. Развитие культурного и духовно - нравственного потенциала
|
|
Количество модернизированных (модельных) общедоступных публичных библиотек, единиц
|
14
|
30
|
30
|
30
|
60
|
30
|
30
|
|
Количество многопрофильных социально-культурных центров в сельских поселениях, единиц
|
11
|
12
|
12
|
12
|
12
|
12
|
12
|
Цель 2. Обеспечение высоких темпов экономического роста
№
п/п
|
Показатели
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2015 г.
|
2020 г.
|
|
Задача 2.2. Развитие инвестиционной деятельности
|
|
Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, % к предыдущему году
|
122,1
|
170,4
|
115,9
|
113,8
|
112,8
|
115,0
|
115,0
|
|
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на душу населения, рублей
|
8591,3
|
16322,4
|
18486,6
|
24607,6
|
24675,3
|
40540
|
69080
|
|
Задача 2.3. Повышение эффективности агропромышленного комплекса
|
|
Объем продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, % к 2006 году
|
100
|
112
|
121,6
|
133,5
|
145,0
|
156,0
|
168,0
|
|
Площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, тыс. га
|
1775
|
1775
|
1775
|
1000
|
800
|
0
|
0
|
|
Задача 2.4. Формирование делового климата для развития предпринимательства
|
|
Объем отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами малых предприятий, тыс. рублей
|
81000
|
92600
|
105860
|
121500
|
140000
|
245000
|
440000
|
Цель 3. Формирование благоприятных условий жизнедеятельности
№
п/п
|
Показатели
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2015 г.
|
2020 г.
|
|
Задача 3.1. Развитие потенциала транспортной инфраструктуры
|
|
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорого общего пользования, %
|
97,6
|
98,3
|
98,7
|
99,1
|
99,5
|
100
|
100
|
|
Задача 3.2. Развитие информатизации и телекоммуникационной инфраструктуры
|
|
Телефонная плотность фиксированной связи на 100 человек населения:
|
11,8
|
11,3
|
11,2
|
11,1
|
11,0
|
10,5
|
10,3
|
|
в городской местности
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
в сельской местности
|
11,8
|
11,3
|
11,2
|
11,1
|
11,0
|
10,5
|
10,3
|
|
Задача 3.3. Повышение уровня экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды
|
|
Увеличение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества, тыс. куб.м/сут.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 3.4. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления
|
|
Рост бюджетной обеспеченности муниципального образования в расчете на 1 жителя, % к уровню 2006 года
|
100
|
134,7
|
157,2
|
174
|
190
|
260
|
340
|
Приложение 2
Реализуемые инвестиционные проекты
Проект № 1
Наименование проекта:
Реконструкция и модернизация МТФ ГУП ОПХ «Ударник»,
Краткое описание:
Реконструкция МТФ на 600 гол., закупка и установка технологического оборудования,
Основные показатели проекта:
Общая стоимость составляет 22 млн. руб., привлекаемые инвестиции -15 млн. руб., проект предусмотрен на 2007-2010 годы, окупаемость составляет 5 лет, планируется доведение валового производства молока по хозяйству до 4700 т.
Предполагаемые формы участия инвестора в проекте: Сбербанк.
Проект № 2
Наименование проекта:
Реконструкция и модернизация МТФ ООО «Рассвет»,
Краткое описание:
Реконструкция МТФ на 300 гол., закупка и установка технологического оборудования.
Основные показатели проекта:
Общая стоимость составляет 13,9 млн. руб., привлекаемые инвестиции – 13,9 млн. руб., проект предусмотрен на 2006-2010 годы, окупаемость составляет 7 лет, планируется доведение валового производства молока по хозяйству до 900 т.
Предполагаемые формы участия инвестора в проекте: Россельхозбанк .
Проект № 3
Наименование проекта:
Строительство и реконструкция СТФ СХПК пз «Свобода»,
Краткое описание:
Строительство и реконструкция, закупка и установка технологического оборудования,
Основные показатели проекта:
Общая стоимость составляет 10,36 млн. руб., привлекаемые инвестиции – 6,4 млн. руб., проект предусмотрен на 2007-2010 годы, окупаемость составляет 4 лет, планируется доведение валового производства мяса свиней до 250 т.
Предполагаемые формы участия инвестора в проекте: Сбербанк .
Проект № 4
Наименование проекта:
Ввод в эксплуатацию новой линии ОАО «Моргаушский кирпичный завод»
Краткое описание:
Ввод в эксплуатацию второй линии формовочного отделения за счет проведения ремонтных работ, установка многострунного автомата резки кирпича, приобретение обжиговых вагонов.
Основные показатели проекта:
Общая стоимость составляет 2,0 млн. руб., проект предусмотрен на 2007-2008 годы, окупаемость составляет 1 год, планируется доведение производства кирпича до 12 млн. шт.
Предполагаемые формы участия инвестора в проекте: Участие инвестора не предусмотрено.
Проект № 5
Наименование проекта:
Реконструкция СДК под ФСК Моргаушского района.
Краткое описание:
Частичная перепланировка, устройство новых перегородок, утепление фасадов, устройство бассейна.
Основные показатели проекта:
Общая стоимость составляет 80,45 млн. руб., проект предусмотрен на 2007-2008 годы.
Предполагаемые формы участия инвестора в проекте: средства федерального, республиканского, местного бюджетов.
Проект № 6
Наименование проекта:
Пуск в ход мясоперерабатывающего предприятия ООО «Содружество»
Краткое описание:
Реконструкция существующего здания под мясоперерабатывающее предприятие, техническое вооружение.
Основные показатели проекта:
Общая стоимость составляет 8,5 млн. руб., проект предусмотрен на 2006-2008 годы, окупаемость составляет 4 года, планируется 1200-1300 т готовой продукции.
Предполагаемые формы участия инвестора в проекте: Россельхозбанк.
Проект № 7
Наименование проекта:
Реконструкция Ландышской хлебопекарни Моргаушского райпо.
Краткое описание:
Расширение площади путем реконструкции Ландышской хлебопекарни по производству хлеба и хлебобулочных изделий.
Основные показатели проекта:
Общая стоимость составляет 5,0 млн. руб., проект предусмотрен на 2007-2008 годы, окупаемость составляет 3,5 года, планируется выпечка 60 т хлебобулочной продукции в год.
Предполагаемые формы участия инвестора в проекте: проект осуществляется за счет собственных средств предприятия.
Проект № 8
Наименование проекта:
Реконструкция и перевооружение швейного цеха ООО «Моргаушрайбыт».
Краткое описание:
Реконструкция и перевооружение швейного цеха, внедрение новых технологий.
Основные показатели проекта:
Общая стоимость составляет 10,0 млн. руб., проект предусмотрен на 2007-2009 годы, окупаемость составляет 4 года, планируется выпуск изделий и оказание услуг на сумму 4 млн. руб в год.
Предполагаемые формы участия инвестора в проекте: проект осуществляется за счет собственных средств предприятия.