I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Муниципальная целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Моргаушском районе Чувашской Республике на 2011–2013 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральными законами «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года», во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. № 65 «О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004–2010 годы».
В 2009 году социально-экономическое положение Моргаушского района, как Чувашской Республики и в целом Российской Федерации, характеризовалось снижением объемов промышленного производства, напряженностью на рынке труда, ростом задолженности по выплате заработной платы. Ведущими факторами, сдерживающими развитие экономики в современных условиях, являются высокая смертность, травматизм, заболеваемость и неблагоприятные условия труда работающих.
Анализ состояния здоровья работающих за последние годы свидетельствует о его существенном улучшении. Однако показатели заболеваемости и инвалидности среди лиц, занятых в производстве, в России значительно выше по сравнению с развитыми странами. В Российской Федерации ежедневно на производстве гибнет 11 человек, практически каждый пятый работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, 40 процентов профессиональных заболеваний прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда. Ежегодно растет доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в середине 2009 года она составляла 26,8 процента (в 2008 году – 26,2 процента, в 2007 году – 24,9 процента). В России продолжительность жизни у женщин на 10, а у мужчин на 16 лет меньше, чем в странах Западной Европы.
Одна из серьезных проблем заключается в том, что действующая в настоящее время система управления охраной труда на всех уровнях построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на предприятиях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не на предупреждение случаев повреждений здоровья работников, а на компенсационные мероприятия при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу.
В Моргаушском районе за последние годы наблюдается снижение травматизма на производстве и количества смертельных случаев на производстве. Производственный травматизм различной степени тяжести по годам: 2002год – 28; 2003 год – 9; 2004 год – 25; 2005год – 9; 2006 год – 6; 2007год – 10; 2008 год – 6 и в 2009 году- 5 человек. Несчастные случаи со смертельным исходом: 2002 год - 2; 2003 год- 0; 2004 год - 5; 2005 год – 3; 2006 год – 1; 2007 – 0; 2008 год- 1 и в 2009 году – 1 человек.
Большинство несчастных случаев, происшедших на производстве, являются результатом неудовлетворительной организации производства работ и нарушения трудовой дисциплины. К причинам несчастных случаев следует также отнести несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда; пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства; снижение требовательности к контролю за соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда.
Одним из механизмов улучшения условий и охраны труда является аттестация рабочих мест по условиям труда, которая позволяет комплексно оценить условия труда на каждом рабочем месте с учетом совокупности всех факторов производственной среды и наметить конкретные мероприятия по их улучшению. Основной проблемой в развитии аттестации рабочих мест по условиям труда является непонимание со стороны работодателей необходимости ее проведения, а также низкая требовательность по этим вопросам со стороны органов государственного контроля и надзора. В результате, несмотря на обязательное требование трудового законодательства, удельный вес организаций, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда, на протяжении ряда лет не превышает 2 процентов от общего количества зарегистрированных в районе организаций.
Оценка сложившейся ситуации показывает, что проблемы производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшения условий труда, здоровья работающих требуют программно-целевого комплексного подхода на местном уровне.
Необходимо развивать и совершенствовать систему мониторинга условий и охраны труда с учетом оценки существующих профессиональных рисков, аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В целях создания системы оценки профессиональных рисков усилить работу по созданию реестра рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Целесообразно продолжить совершенствование муниципальной системы управления охраной труда, форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, развитие медицины труда и технологий формирования здоровья работающих, физической культуры и спорта с учетом специфики производства, пропаганду здорового образа жизни и отказа от вредных для здоровья привычек среди трудоспособного населения. Особое внимание следует уделять вопросам охраны труда в субъектах малого предпринимательства, роль которых в развитии современной экономики возрастает.
Важным направлением в работе по улучшению условий и охраны труда должно стать внедрение работодателями современных систем производственной безопасности и здоровья, базирующихся на международном стандарте серии OHSAS 1800. Переход от системы ликвидации последствий аварий, несчастных случаев на производстве к системе оценки производственных рисков позволит повысить эффективность профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Одним из способов быстрого и эффективного перехода к таким системам может стать внедрение интегрированных систем менеджмента на основе управления качеством.
На сегодняшний день обеспеченность работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты по результатам экспертиз качества аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных проверок составляет около 80 процентов. Работодатели стремятся сэкономить средства за счет приобретения более дешевых видов средств индивидуальной защиты, которые уступают по качеству более дорогим, но сертифицированным видам. В целях обеспечения работников современными и качественными средствами индивидуальной защиты Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики совместно с поставщиками и производителями средств индивидуальной защиты планируется разработка и реализация на крупных и средних промышленных предприятиях республики целевых программ внедрения современных средств безопасности работающих, включающих организацию на территориях предприятий выставок и демонстраций современных средств индивидуальной защиты, бесплатное обучение работников по их применению, оказание практической и методической помощи руководителям и специалистам предприятий по выбору и внедрению средств индивидуальной защиты, а также испытание их опытных образцов, которыми необходимо воспользоваться.
Неудовлетворительное состояние условий труда определяется заметным сокращением объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, недостаточным финансированием приобретения новой техники, технологии, ослаблением ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны туда. Размещение вновь создаваемых производств на арендуемых площадях также не способствует улучшению условий труда, так как работодатель не стремится вкладывать свои средства в арендуемую собственность.
В большинстве организаций приостановлены работы по реконструкции и техническому вооружению, низкими темпами осуществляется внедрение новых технологий, не проводятся механизация и автоматизация производственных процессов, в том числе тяжелых физических работ, особенно в строительстве и сельском хозяйстве.
В организациях сельского хозяйства не решаются вопросы улучшения условий труда и бытового обслуживания сельских тружеников. Изношенность средств производства, отсутствие финансирования комплексных планов улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий усугубляют и без того критическую ситуацию на большинстве сельскохозяйственных предприятий. Как правило, не работает или отсутствует вентиляция в зимний период, не отапливаются производственные помещения, крайне недостаточна освещенность рабочих мест, имеющиеся бытовые, производственные помещения используются не по назначению, отсутствует горячая вода. Существующее положение усугубляется отсутствием нормальных условий отдыха.
Наибольшее число организаций с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием отмечается в таких отраслях экономики, как обработка древесины и производство изделий из дерева, строительство, сельское хозяйство.
В организациях строительной отрасли, где в отделочных подразделениях в основном работают женщины, строительной индустрии высоким остается процент ручного труда, уровень механизации трудоемких процессов составляет всего 40–60 процентов.
Неудовлетворительные условия труда становятся причиной профессиональных заболеваний. В 2009 году на учете с профессиональными заболеваниями состояли 28 человек. (в 2008 году – 31).
Основными причинами несвоевременного или позднего выявления больных с профессиональными заболеваниями являются незаинтересованность работодателей в выявлении профессиональных заболеваний; низкая квалификация врачей по профпатологии муниципальных лечебно-профилактических учреждений, проводящих медицинские осмотры работающих; скрытие работниками ранних признаков профзаболеваний; отсутствие экономических механизмов стимулирования работодателей к профилактике профессиональной заболеваемости работников.
Важнейшим направлением работы по улучшению условий и охраны труда является обучение по охране труда. В 2009 году в обучающих организациях было обучено 42 человека (в 2008 году – 121 человек).
Важным элементом информационной и воспитательной работы не только в области охраны труда, но и в целом в области безопасности во всех сферах жизнедеятельности могут стать районные Дни безопасности. В их подготовке и проведении могут принимать участие органы власти, коммерческие структуры, государственные учреждения и общественные организации, работающие в различных направлениях обеспечения безопасности населения. Необходимо развивать информационную работу, используя новейшие информационные и рекламные технологии. Серьезным шагом в этом направлении может стать развитие социальной рекламы по охране труда.
Настоящая Программа отражает современные подходы к данной проблеме и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении вопросов охраны труда и сохранения здоровья работающих. Целенаправленная политика в области улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих позволит совершенствовать механизмы управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранить и увеличить трудовой потенциал района.
II. Основные цели и задачи Программы.
К основным целям Программы относятся:
снижение профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда;
переход к системе управления профессиональными рисками на всех уровнях охраны труда.
Для достижения указанных целей Программы необходимо решить следующие задачи:
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышение качества рабочих мест и условий труда;
развитие системы обучения по охране труда;
сохранение и укрепление физического, психического здоровья работающих, обеспечение их профессиональной активности и долголетия;
развитие аттестации рабочих мест по условиям труда;
внедрение работодателями современных систем управления охраной труда;
создание комплексной автоматизированной системы мониторинга условий и охраны труда;
информационное обеспечение здорового образа жизни и охраны труда работающего населения.
Срок реализации Программы – 2011–2013 годы.
III. Перечень программных мероприятий
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Мероприятия Программы распределены по шести направлениям:
совершенствование нормативных правовых актов в области условий и охраны труда и здоровья работающих;
организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих;
проведение надзора и контроля в области условий и охраны труда;
учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих;
профилактика заболеваемости, оздоровление и реабилитация работающих;
информационное обеспечение охраны труда и здоровья работающих.
Мероприятия по реализации Программы проведены в приложении № 1 к Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, местного бюджета и внебюджетных источников (табл. 2)
.
Таблица 1
Объемы финансирования Программы
(тыс. рублей)
Объемы затрат по источникам финансирования |
Всего |
В том числе |
2011–2013 гг. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего
|
6180,3 |
2060,1 |
2060,1 |
2060,1 |
из республиканского бюджета Чувашской Республики |
2100,0 |
700.0 |
700,0 |
700,0 |
из местных бюджетов
|
0 |
0 |
0 |
0 |
из внебюджетных источников |
4080,3 |
1360.1 |
1360,1 |
1360,1 |
V. механизм реализации программы
Государственным заказчиком Программы является администрация Моргаушского района.
Администрация Моргаушского района обеспечивает координацию деятельности исполнителей, осуществляющих меры по выполнению Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, а также общий контроль за реализацией Программы.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2014 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в отдел социальной защиты населения Моргаушского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Отдел социальной защиты населения Моргаушского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ( далее ОСЗН) ежегодно к 15 февраля до 2014 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится в сравнении с 2009 годом с учетом следующих показателей:
снижение производственного травматизма не менее чем на 12 процентов;
снижение первичной профессиональной заболеваемости на 10 процентов;
увеличение количества рабочих мест, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, на 10 процентов;
увеличение количества организаций, охваченных аттестацией рабочих мест по условиям труда, в 2,4 раза;
увеличение числа обученных по охране труда на 24 процента;
снижение индекса профессионального риска на 15 процентов;
снижение индекса профессиональной заболеваемости на 5 процентов;
снижение индекса установления первичной инвалидности и утраты профессиональной трудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 10 процентов;
увеличение затрат на мероприятия по охране труда на 30 процентов;
Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять по годам в течение срока реализации Программы.
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы обусловлены деятельностью организаций отраслей экономики в сфере улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих на ближайшие годы, связанной с реализацией требований Трудового кодекса Российской Федерации, целого ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики в области охраны труда и здоровья граждан.
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы выражается в сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда; обеспечении социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижении уровня заболеваемости, производственного травматизма, инвалидизации работающих; повышении социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда; увеличении затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
Экономическая эффективность реализации Программы достигается за счет снижения материальных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью; приведения рабочих мест в производственной сфере в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности труда; сокращения потерь рабочего времени; снижения затрат на компенсации за тяжелую работу с вредными условиями труда; предотвращения материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; уменьшения размера уплаты страховых взносов, сокращения штрафов за нарушение требований законодательства об охране труда.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих выражается в увеличении доходов организаций, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшении расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский уход, лечение и обеспечение инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами.