Перемены в образовании привели к повышению роли школьных библиотек. Необходимо принять во внимание все основные направления новой образовательной политики и планировать деятельность библиотеки с учетом новых положений школьной библиотеки. Развитие библиотеки предполагает целенаправленную деятельность по качественному изменению библиотечных услуг, формированию новых условий и расширению возможностей доступа к информации для пользователей.
Немало усилий приложили школьные библиотекари по обеспечению учащихся школьными учебниками. Недостаточное финансирование общеобразовательных учреждений привело к резкому снижению обеспеченности учебниками в школах. В феврале 1999года Кабинет Министров Республики принял программу обеспечения школ учебниками. В этой программе во-первых, была введена защищенная статья бюджета для социально- незащищенных групп учащихся по 4-м категориям. Во-вторых, впервые была узаконена сама возможность сбора родительских взносов. Программа это официальный документ, на который можно ссылаться. Исходя из этого в отделе образования разработали примерное положение о порядке пополнения учебного фонда школы, довели его до каждого образовательного учреждения. Механизм приобретения школьных учебников за родительские деньги не очень простой. Схема такая: руководство школы проводит инвентаризацию учебного фонда и выходит на родительский комитет с ходатайством о выделении определенной суммы. Затем выясняется сколько собрать с родителей каждого ребенка. В итоге принимается специальное решение родительского комитета или попечительского совета, на основании которого и собираются средства.
Правильная разъяснительная работа библиотекарей с родителями дала возможность обеспечить каждого ученика учебной книгой.
В течение нескольких лет школьные библиотекари работают над внедрением информационных технологий в работу библиотеки. С этой целью в районе организовали двухступенчатую систему обучения школьных библиотекарей компьютерной грамотности. Обучение проходило по 72 часовой программе «». В большинстве школ начали переходить на электронный каталог, но, к сожалению, программа требует усовершенствования. В этом направлении увелеченно начали работать в Моргаушской, Калайкасинской, Москакасинской и Юськасинской школах.
Главной целью работы библиотекаря является создание спортивно-библиографического аппарата на традиционных и электронных носителях для развития информационно- библиографической грамотности учителей и учащихся, используя информационные технологии для дифференцированного обслуживания учеников и педколлектива школы.
В последнее время во многих школах при библиотеках начали создавать медиацентры, где наряду с традиционными носителями информации имеются фонд компьютерных программ, CD-ROM – диски, фонд электронных учебников. В районе появились модельные библиотеки как в Калайкасинской, Ильинской, Юнгинской СОШ и Сосновской ООШПополнился фонд электронных учебников в Большесундырской, Калайкасинской , Юськасинской школах.
Компьютер не может заменить библиотекаря, хотя мультимедийная среда немного выше по плотности информации. Неразумное использование ИКТ может отрицательно повлиять на учебно-воспитательный процесс. Одной из основных задач школьного библиотекаря обеспечить учащихся традиционными носителями информации- учебной книгой. Уже в течение многих лет несмотря на недостаточное финансовое обеспечение школ стараниями библиотекарей учащиеся обеспечиваются учебной книгой полностью.
Школьные библиотекари участвуют на районных и республиканских конкурсах. В 2003 году участвовали на конкурсе «БиблиОбраз» Большесундырская школа (библиотекарь Степанова С.А.) в номинации «Родник» всероссийского конкурса школьных библиотек во 2-ом туре заняла 2-е место, также 2-ое место заняла Шомиковская школ (библиотекарь Филиппова М.В) в номинации «Перспектива». Библиотекари активно участвуют на районных конкурсах « Школьная библиотека года» где выявляется способность и опыт работы библиотекаря.